В России к власти уже хотят пристроиться и пристраиваются даже те, кто должен быть оппозиционен или по крайней мере далек от любого политического режима (за исключением реально переломных моментов в истории страны) хотя бы по роду своей деятельности. Попытки власти рекрутировать себе на «подтанцовку» рок-музыкантов вполне понятна: рокеры имеют дело с той частью молодежи, которая настроена гораздо более свободолюбиво, чем слушатели попсы. Спрашивается, зачем это рокерам, сама суть творчества которых по идее есть противостояние официальной и официозной культуре. То есть контркультура.
...В состав
Общественной палаты (чья зависимость от власти вряд ли у кого-то вызывает сомнения) только что вошел
Вадим Самойлов. Тот самый, из группы «Агаты Кристи». Той самой, что аккомпанирует на диске главному самодеятельному рокеру во власти -- одному из известных чиновников кремлевской администрации. И я честно не понял, зачем это одному из братьев Самойловых? Я искренне не понимаю, зачем было БГ, Шнуру, Бутусову, Шахрину, Земфире, Леве и Шуре «БИ-2» ходить на встречу с теми же кремлевскими рокерами вскоре после украинского Майдана? Ведь партия власти все равно не считает их искусство искусством, даже если президент лично посещал концерт сэра Пола Маккартни на Красной площади. Ходить к власти на поклон или, того хуже, служить ей -- для рокера страшнее, чем совершенно опопсеть.
Да, некоторые, далеко не худшие представители российского рока «пели за власть»11 лет назад, во время второй президентской кампании Бориса Ельцина. Но в 1996 году на президентских выборах была реальная оппозиция и реальная борьба за власть. Более того, тогда действительно был сущностный спор ценностей, шла очевидная битва путей развития страны. Сейчас ничего этого нет и в помине. Сейчас можно только, как уже «дорос» БГ, дорасти до "сольника" в Колонном зале Дома союзов. Или стать народным артистом России и заслуженным деятелем искусств. Так и будут объявлять какие-нибудь ведущие фестиваля «Песня года»:«Выступает народный артист России, заслуженный деятель искусств Шнур в сопровождении вокально-инструментальной группировки «Ленинград».
Понятно, почему так ластятся к власти некоторые талантливые и менее талантливые мастера кино, театра или изобразительного искусства: им нужны госзаказы, очередной особнячок для галереи, помещение для театра. Или хотя бы чтобы не отняли существующие помещения. Но рокерам-то зачем? Если
на форуме сторонников Путина в «Лужниках» можно было видеть пацанов в майках с названием панк-рок-группы «Король и шут», значит ли это, что их песня «Ели мясо мужики, пивом запивали» должна стать символом власти или агитационным гимном «Единой России»? У рокеров и власти (практически любой) нет общих интересов.
Власти -- там, где ей нужно доказывать свою популярность в ходе выборов и где она регулярно сменяется по закону -- престижно и выгодно фотографироваться с рокерами. Есть среди рокеров и такие, кто стал реальными политическими деятелями мирового масштаба. Например, Боно. Но в России настоящие рокеры -- Цой, «Алиса», тот же Бутусов времен «Наутилуса» и текстов покойного Ильи Кормильцева -- своими песнями разрушали советский морок, в который мы опять погружаемся с головой. Неужели его возвращения хотят постаревшие и еще не очень постаревшие представители бывшего андеграунда? Они опять хотят цензуры, квартирников, отсутствия концертов, работы дворниками и кочегарами ради сохранения совести? Или, наоборот, уже поняли, что сохранять нечего. Что за совесть теперь не шибко платят. И, видимо, зря пели «Би-2» с «Чичериной»: «Мой рок-н-ролл -- это не цель и даже не средство». И цель, и средства...
Я охотно допускаю, что у члена Общественной палаты Вадима Самойлова вдруг проснулась, как говорили в советские времена, АЖП -- активная жизненная позиция. Что он искренне хочет изменить страну к лучшему, рассказывая власти, сидя в этой палате, о проблемах простых людей. Да только не слушают у нас власти общественных палат. Для них такая палата -- что сказочная тайга из одноименной замечательной песни «Агаты Кристи».
Я не говорю, что рок обязательно должен быть "злым", агрессивным. Я не считаю, что настоящий рокер обязательно должен не слишком любить президента или не имеет права поддерживать его политику. Но настоящий рокер точно не должен быть «добрым» в смысле покладистости. Он не может -- если, конечно, настоящий -- подпевать тем, кому не нравится любая музыка, кроме своей собственной. Рок пришел в этом мир, чтобы разрушать догмы и стены -- чаще в музыке, иногда в политике. И не хотелось бы, чтобы российский рок участвовал в возведении очередной политической стены.