|
|
N°218, 28 ноября 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Предвыборная пропаганда
Культревфарфор Китая в Музее современной истории России
Центральный музей современной истории России преподнес неожиданный бонус к Году Китая в России, который недавно благополучно завершился концертом в Московском Кремле и открытием двух выставок в Историческом музее и Эрмитаже.
В бывшем Английском клубе на Тверской открыта самая курьезная выставка года вечной дружбы -- «Китай. Фарфор. «Культурная революция».
В изящном классицистическом зале собраны такие чудеса, что поначалу хочется ущипнуть себя: не сон ли это? Десятки фарфоровых статуэток и расписных панно -- норма для выставки из Китая. Однако изображенные персонажи, от безымянных рабочих до конкретных исторических личностей, поражают угловатыми позами, с трудом выдержанными пропорциями. Композиции выстроены, впрочем, не без понятия о том, что же такое композиция; примитивная лепка дополняется грубой раскраской. Так же «хороши» панно, повешенные на стены зала, и украсившие лестницу картины...
Зато сюжеты и герои до боли знакомы даже тем, кто никогда не бывал в Китае -- ни сейчас, ни сорок лет назад, когда там развернулась «культурная революция». Да, мы не раз видели портреты Мао (в основном по ТВ), но видели и кое-кого еще: надо ли называть имена? И у нас были революционная пластика и агитационный фарфор (кстати, изобретенный не в России 1920-х, а пораньше, во Франции 1790-х, тоже в революцию). Без сомнения, российские аналоги потоньше, поизящнее, не столь агрессивны. Зато как похожи темы, идеи, даже униформа, в которую облачены персонажи. Конечно, лозунги написаны иероглифами, но тоже на красном кумаче, а главный герой, любимый лидер с победно воздетой правой рукой -- Председатель Мао, -- носит френч...
Ясное дело, в музее на Тверской не желают забывать: каких-нибудь 15 лет назад он назывался Музеем революции. У которой, кстати, в этом году юбилей... Растерять накопленный опыт обидно, и от отечественных артефактов хранители революционной истории переключились на зарубежные. В середине ХХ века в Китае били, крушили, запрещали старинные произведения -- атрибут класса эксплуататоров. А на смену изысканным вазам и статуэткам пришли новые, проверенные, с правильной тематикой: героическая борьба, единение прогрессивных сил, доблестный труд. Заодно суды и казни (их кураторы пустили в зал по минимуму, но все же вы заметите табличку на груди человека, стоящего на коленях под охраной девушек с автоматами). На панно «Приветствуем вступление мировой революции в эпоху Великого Мао Цзэдуна» -- пять профилей; угадайте, чьих? Правильно, три классика марксизма-ленинизма плюс товарищ Сталин и его китайский коллега. Сделано, между прочим, в 1968-м!
Правда, уже не удивляет, что быт дорогого вождя, жившего не в хижине, а во дворце, украшали по старым канонам. Вот подлинники -- сервиз и письменный прибор из резиденции Мао. Скромно, но со вкусом, а главное, без сцен с участием пролетариев и хунвейбинов. Никакого новаторства -- лишь рыбки да цветочные гирлянды. Такие же, но попроще, предметы производили для подарков зарубежным товарищам.
Все эти чудеса из Китая принадлежат одной российской семье, где еще в 1980-х увлеклись образцами «художественной пропаганды». Говорят, сегодня ценятся они дорого, так что хозяйка гостящей на Тверской коллекции, депутат Госдумы РФ Маргарита Баржанова может спать спокойно, даже если не пройдет в парламент нового созыва. Дабы противопоставить революционным артефактам «сокровища мировой культуры», кураторы добавили в экспозицию предметы «безыдейные», созданные давно, нижняя хронология -- XVII век. Старинные вазы происходят из той же частной коллекции. Жаль, музейщики то ли поленились, то ли постеснялись достать из своих фондов собрание китайского фарфора, состоящее из модных нынче даров вождям: сотню предметов китайцы преподнесли нашему «отцу народов» к юбилеям 1939 и 1949 годов. Наверное, получилось бы чересчур назидательно, да и внимание бы отвлекли от главных агитсюжетов...
Ну а чтобы выставка прошла успешно и всех к ней причастных не покинула удача, на вернисаже у входа били на счастье дешевую сегодняшнюю посуду, тоже китайскую. И для надежности прошлись по ней ногами -- прямо как в годы революции.
Елена ТИТАРЕНКО