Время новостей
     N°19, 04 февраля 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.02.2002
Туризм в эпоху терроризма
Отрасль переживает «кризис беспрецедентного масштаба»
К концу осени 2001 года, по данным ВТО, туризм в мировом масштабе переживал спад в размере 12--15% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Туристические организации стран, экономика которых традиционно зависит от этого бизнеса, предпринимают разнообразные меры для преодоления кризиса, охватившего отрасль после террористических актов 11 сентября прошлого года в США. На международном уровне Всемирная туристическая организация (ВТО) сформировала для координации этих усилий специальный кризисный комитет.

В состав комитета вошли министры туризма 21 страны, наиболее пострадавшей от кризиса, а также 15 руководителей отраслевых объединений и ассоциаций частных компаний и представители Европейской комиссии (высшего органа управления Евросоюза).

«Кризис носит глобальный характер, но бороться с ним следует на местном уровне, -- сказал по поводу образования комитета министр туризма Египта Мамдух аль-Белтагуи. -- Некоторые географические направления пострадали больше, чем другие. А некоторым категориям туризма нанесен сравнительно больший ущерб, чем другим. Поэтому конкретные меры должны быть выработаны для применения в различных ситуациях».

Наиболее сильно отразился спад на направлениях, связанных с долгими авиационными перелетами, на местах, сориентированных на прием туристов из США, а также на странах мусульманского мира. Об этом свидетельствует подготовленный ВТО доклад «Туризм после 11 сентября: анализ, действия и перспективы». Впрочем, и на туриндустрии самих США эти события тоже отразились самым негативным образом.

По статистике ВТО, США уступили Испании второе место в списке наиболее привлекательных для туристов стран. В 2001 году в Соединенных Штатах побывали 44,5 млн иностранных туристов -- на 12,5% меньше, чем в предыдущем году. В то же время Испанию посетили 49,9 млн человек -- на 3,4% больше по сравнению с 2000 годом. Наиболее привлекательной страной по-прежнему осталась Франция, которая приняла 76,5 млн туристов. В первую пятерку также вошли Италия (39,1 млн) и Китай (33,2 млн). Общее число туристов, совершивших поездки за рубеж, сократилось по сравнению с 2000 г. на 1,3%, составив 689 млн человек. Кстати, этот результат оказался даже хуже прогнозов, подготовленных ВТО непосредственно после терактов. Тогда эксперты предсказывали, что тенденция 3--4-процентного роста мировой туристической отрасли, характерная для предыдущих лет, будет сломана. Но все же они ожидали однопроцентный рост по итогам 2001 года.

Незавидное место в списке главных пострадавших занял также Израиль, который, впрочем, еще до атаки на Всемирный торговый центр в Нью-Йорке имел серьезные проблемы со своими внутренними исламскими экстремистами. Число туристов, посетивших Израиль в 2001 году, сократилось на 51% по сравнению с уровнем 2000 года, сообщает израильское Центральное бюро статистики. Всего за минувший год в стране побывали 1 195 600 человек, в то время как в 2000 году этот показатель составлял 2 416 900 человек. Данные за 2001 г. свидетельствуют о самом резком спаде в туристическом секторе страны в 1991 году, когда во время войны в Персидском заливе Ирак выпустил 39 ракет «Скад» по территории Израиля. Как отмечается в докладе бюро, фактор активизации палестино-израильского конфликта в сентябре 2000 года нанес наиболее сильный удар по индустрии туризма. Позднее ситуация еще более осложнилась из-за серии террористических актов в США.

Члены кризисного комитета ВТО сходятся во мнении, что туристическая отрасль переживает кризис беспрецедентного размаха. Масштаб сентябрьских терактов и тот факт, что мишенью атаки стали Соединенные Штаты, заставили тысячи туристов отменить запланированные путешествия.

«Мы ожидаем, что туристическая отрасль начнет приходить в себя во второй половине 2002 года, параллельно с общим улучшением состояния мировой экономики, -- заявил генеральный секретарь ВТО Франческо Франьялли. -- Людям нужно путешествовать по делам, и в наши дни они рассматривают поездки в отпуск скорее как необходимость, чем как роскошь. Поэтому раз за разом туриндустрия демонстрирует, что это очень перспективный бизнес». К тому же сам кризис, как оказалось, создает дополнительные стимулы для вложения сил и средств в развитие отрасли. По всему миру власти различных государств предоставили налоговые льготы своим туристическим компаниям, начали теснее сотрудничать с иностранными туроператорами и запустили новые маркетинговые кампании.

Мексика, в которой 85% приезжающих иностранных туристов составляют граждане США, приняла пакет нормативных документов, призванных стимулировать отрасль. Министр туризма страны Летисия Наварро объявила, что отменяется налог с продаж с туристических услуг и что средства, предназначенные на рекламу Мексики за рубежом, будут увеличены на 50%. Часть этих дополнительных средств предоставит государственный бюджет, а часть -- консорциум частных компаний. Мексика также начинает внутреннюю пропагандистскую кампанию, чтобы разъяснить населению важность иностранного туризма для экономики страны.

Генеральный секретарь Карибской туристической организации Жан Холдер сообщил, что страны -- члены этой организации согласились начать срочную совместную кампанию по маркетингу и продвижению информации о своих курортах за рубежом.

Египет выделил 30 млн долл. на субсидирование чартерных полетов в эту страну. Таким образом власти страны хотят гарантировать, что иностранные туроператоры не будут сокращать количество пассажирских кресел на воздушных маршрутах в Египет. Значительные средства будут также направлены на рекламу страны за рубежом.

В Соединенных Штатах выделено 20 млн долл. на телевизионную рекламную кампанию с участием президента Джорджа Буша. А Ассоциация индустрии путешествий США привлекла 3000 руководителей турфирм страны к выработке законодательных предложений по стимулированию отрасли. Среди рассматриваемых мер фигурирует предоставление профильным компаниям кредитов под низкий процент, налоговые кредиты для путешествующих американцев и создание правительственного совета по политике в области туризма.

Как ни парадоксально, в некоторых редких случаях компенсировать ущерб от трагедии в США властям туристических стран помогают местные события, которые при других обстоятельствах никто не счел бы положительными. В 2001 году Турцию посетило 11 млн 619 тыс. туристов, что на 11% больше, чем в 2000 году. После событий в США 11 сентября 2001 года количество отдыхающих сократилось, однако в целом по итогам года наблюдался значительный рост притока туристов. По мнению аналитиков, достичь такого невероятного по нынешним временам результата помог финансовый кризис 2001 года в Турции. Он принес много проблем другим отраслям турецкой экономики, но в туристической вызвал бум, так как после девальвации турецкой лиры страна стала для иностранцев еще дешевле и привлекательнее, чем раньше.

Максим КУКУШКИН