Время новостей
     N°217, 27 ноября 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.11.2007
Оборона от "АвтоВАЗа"
Государство готово продать российским металлургам уже блокирующий пакет акций автозавода
Глава "Рособоронэкспорта", основного акционера "АвтоВАЗа" (владеет более 75% акций), Сергей Чемезов не теряет надежды продать акции автозавода российским металлургам. Ведь государство де-факто отказалось от финансирования российского автопрома, а потому основной акционер решил выводить предприятие из кризиса руками частного бизнеса. Однако если ранее г-н Чемезов предлагал российским металлургам лишь 5--10% акций, то теперь, как он заявил в одном из интервью, речь идет о блокирующем пакете. По-прежнему, сообщил он, иностранным стратегическим инвесторам планируется продать также блокпакет, столько же оставить государству. По мнению г-на Чемезова, «именно при такой пропорции можно гарантировать соблюдение интересов как российского бюджета, так и самих заводчан».

Главными претендентами на четверть автозавода от зарубежных инвесторов считаются французский Renault и итальянский FIAT, а на другую четверть от металлургов -- «Северсталь», «Металлоинвест» и "Магнитка". Планируется ли теперь размещать акции «АвтоВАЗа» на бирже, г-н Чемезов не сообщил (ранее он говорил, что необходимо разместить также блокпакет, однако теперь столь большого пакета для этого у «Рособоронэкспорта» нет). Равно как и не сказал, по-прежнему ли он оценивает завод в 4 млрд долларов.

Информация о том, что «АвтоВАЗу» хотят найти «железного» акционера, циркулирует уже более полугода. А в сентябре глава «Рособоронэкспорта» предлагал российским металлургам «небольшой пакет» (см. «Время новостей» от 27 сентября). Эту мысль в конце ноября поддержал и глава «АвтоВАЗа» Борис Алешин, правда, он не назвал размер пакета. Однако вчера г-н Чемезов повысил ставку. «С целью сокращения издержек на качественное сырье мы планируем привлечь в число акционеров завода производителей металлургической продукции. Пакет акций, который сегодня предлагается российским металлургам, составляет объем в 25%», -- рассказал г-н Чемезов.

В «Металлоинвесте», «Северсталь-групп» и ММК вчера отказались от комментариев. Однако, как сообщил «Времени новостей» источник, знакомый с ситуацией, «пока это просто мечты и о конкретных договоренностях говорить рано». «АвтоВАЗу», по его словам, необходимо стимулировать интерес к своим акциям. «Хотя если такая сделка все-таки состоится, то, скорее, не по доброй воле», -- полагает источник.

Г-н Чемезов степень давления, напротив, отрицает. «Пакет акций предлагается металлургам в качестве бонуса, и если (металлурги. -- Ред.) не хотят (покупать акции. -- Ред.), мы навязывать им не будем», -- ранее говорил он.

Похожая ситуация складывается и с зарубежными автопроизводителями. По словам г-на Чемезова, «окончательное решение о том, какой зарубежный концерн станет партнером «АвтоВАЗа», еще не принято». Как известно, с FIAT переговоры ведутся уже больше года, однако пока итальянцы отказывались от предложений «Рособоронэкспорта». Впрочем, как утверждает г-н Чемезов, «на сегодняшний момент достигнуто соглашение с FIAT, подписан меморандум о намерениях». «Потенциальный партнер познакомится с деятельностью завода уже до конца года, -- говорит он. -- Надеемся, к этому времени прояснятся и перспективы нашего сотрудничества. Параллельно ведем переговоры с рядом других зарубежных концернов, включая Renault, GM, Magna». Впрочем, с этими концернами переговоры также ведутся далеко не один месяц и пока безрезультатно.

Ирина ЦЫРУЛЕВА