Слабый доллар поверг в кризис
германо-французское авиастроительное предприятие Airbus, входящее в европейский авиакосмический концерн EADS. Если нынешняя тенденция к падению доллара сохранится на ближайшие годы, то, как заявил глава EADS Луи Галуа, она создаст угрозу не только для Airbus, но и для большинства европейских предприятий, применяющих высокие технологии. В своем интервью немецкой газете Welt am Sonntag он заявил даже о возможном вынужденном переносе ряда производственных и смежных подразделений концерна в долларовую зону, имея в виду в первую очередь США. При этом он предостерег, что такой шаг будет иметь самые негативные последствия для всей европейской авиационной промышленности.
«Падение курса доллара происходит настолько стремительно, что за ним невозможно угнаться, -- сказал Луи Галуа. -- Совершенно ясно, что это представляет угрозу нашему существованию не в настоящий момент, а в длительной перспективе. В таких условиях мы больше не в состоянии разумно что-либо планировать».
Причины «страданий», как называет г-н Галуа маячащие перед Airbus мрачные финансовые перспективы, состоят в том, что европейские авиастроители продают свою продукцию за дешевые доллары, а собственные затраты на две трети вынуждены покрывать в дорогих евро. Авиакомпании же платить за самолеты в евро не желают. Но даже если бы они и согласились на расчеты в европейской валюте, то, как считает г-н Галуа, «основополагающие проблемы» авиастроителей лишь ненамного утратили бы свою остроту. «Дело в том, что нам наши затраты выставляют в евро, -- говорит г-н Галуа, -- в то время как наш главный конкурент Boeing рассчитывается в долларах, что создает этой компании гигантское преимущество». В итоге EADS вынужден переходить с поставщиками на долларовые сделки, тем самым подталкивая их к разорению. «Мы прочно завязаны на поставщиков, -- отмечает г-н Галуа, -- просто так поменять их мы тоже не можем».
Дешевый доллар выливается для европейских концернов в огромные убытки. По данным г-на Галуа, если цена евро вырастает по отношению к доллару на 10 центов, то Airbus только на этом несет убытки в производственной прибыли в сумме свыше 1 млрд евро. Реализация принятой на предприятии программы экономии Power8 обеспечивает конкурентоспособность Airbus при курсе евро 1,35 долл. Сейчас же, когда курс едва не достигает 1,5 долл., европейцы вынуждены изыскивать дополнительные резервы экономии своих затрат в размере 1,5 млрд евро. Эти резервы EADS наиболее отчетливо видит в США, куда концерн намерен перевести ряд капиталоемких производств.
Формула экономии для европейцев оказывается достаточно простой: «В нашем производстве нужен более высокий удельный вес балансовой доли доллара», -- убежден г-н Галуа. Впрочем, практические шаги за океан EADS и его дочерний концерн Airbus уже сделали: в США европейцы производят вертолеты. Если предприятие получит заказы на разработку и изготовление самолетов-танкеров, то его производство предполагается развернуть совместно с американским партнером Northrop Grumman в Алабаме.