|
|
N°19, 04 февраля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Миллер хочет большего
«Газпром» претендует на часть экспортной прибыли РАО «ЕЭС России»
Взаимоотношения РАО «ЕЭС России» и «Газпрома» станут сегодня предметом обсуждения на заседании совета директоров газового концерна. В подготовленной к заседанию директоров концепции взаимоотношений с энергетиками новый менеджмент «Газпрома» выражает недовольство увеличением поставок газа на электростанции по низкой цене. Там указывается, что вырабатываемое электричество имеет низкую себестоимость и экспортируется, а газовики от этого, кроме убытков, ничего не имеют.
Прежде всего «Газпром» не устраивает тот факт, что РАО «ЕЭС России» не желает переводить электростанции на уголь. Эта идея зародилась в 1999 году, когда первому вице-премьеру Николаю Аксененко приходилось решать проблемы с шахтерскими забастовками. Тогдашний министр топлива и энергетики Виктор Калюжный говорил, что разведанных запасов газа в России хватит максимум на 70--80 лет, а угля -- на 600. Другой экс-министр -- Сергей Генералов -- даже разработал концепцию перевода «газовых» электростанций на уголь, что, по его расчетам, в течение трех лет должно было принести «Газпрому» 1,5 млрд долл. дополнительной выручки за счет экспорта освободившихся объемов. Правда, планам не удалось сбыться: экс-глава газового концерна Рем Вяхирев говорил о снижении добычи и о постоянстве экспортных объемов, что, по его мнению, не позволило бы появиться некой «дополнительной выручке». Также, по понятным причинам, не был заинтересован в этом и Анатолий Чубайс.
Теперь «Газпром» ставит следующее условие: либо увеличивается отпускная цена газа, либо РАО «ЕЭС России» делится экспортной выручкой. Не хотите -- ищите других поставщиков, например, покупайте газ у «Итеры» или нефтяников.
Естественно, энергетики не в восторге от такой постановки вопроса. Начальник департамента РАО «ЕЭС России» по работе со СМИ Андрей Егоров заявил, что перевод крупнейших электростанций европейской части страны на другое топливо «потребует колоссальных расходов, и это неминуемо приведет к росту цен на энергию для всех», включая сам «Газпром». РАО «ЕЭС России» также не радует предложение закупать газ у независимых производителей -- они продают его вдвое дороже, чем «Газпром».
Что же касается совместного участия в экспортных энергетических проектах, то, говорит г-н Егоров, для выплаты газовикам неких дивидендов нет правовой основы. Взамен энергетики предлагают «Газпрому» участвовать в создании единого экспортного оператора. Как известно, РАО «ЕЭС России» задумало превратить в такую структуру свою «дочку» -- «Интер РАО ЕЭС». Первоначально, как говорил заместитель исполнительного директора «Росэнергоатома» Сергей Яшечкин, атомщикам предлагалась 15-процентная доля участия в этой структуре. Но так как «Росэнергоатом» уже обжегся на экспортном сотрудничестве с РАО (энергохолдинг, как монополист, не предоставляет атомным станциям права экспортировать электричество в Грузию), то потребовал паритетного участия в «Интер РАО ЕЭС». «Но ведь доля «Росэнергоатома» в экспорте электричества -- не 50%», -- отвечает на претензии атомщиков г-н Егоров.
Если же «Газпром» пожелает участвовать в электрическом экспорте, то ему может быть предложена доля в «Интер РАО ЕЭС», полагает г-н Егоров. Какой может быть эта доля, он уточнять не стал.
Николай ГОРЕЛОВ