Время новостей
     N°19, 04 февраля 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.02.2002
Мужик Давидофф
Reemtsma достанется англичанам
Покупателем контрольного пакета акций крупнейшей немецкой табачной компании Reemtsma (на российском рынке представлена сигаретами Davidoff, R1, West, «Прима», «Прима Люкс», «Беломорканал», «Космос»), вероятнее всего, станет британский концерн Imperial Tobacco (в России представлен марками Fusion и «Мужик»). По информации влиятельной немецкой газеты Die Welt, сумма сделки составит более 6 млрд евро.

Объем продаж Reemtsma в мире составил в прошлом году 2,6 млрд евро. Вопрос о продаже компании обсуждается уже не первый год. Reemtsmа фактически является семейным бизнесом: 75,1% акций принадлежит немецкому концерну Tchibo, которым владеют братья Херц, остальные акции принадлежат немецкой же семье Реемтсма. Теперь Tchibo продает свой пакет акций.

Среди наиболее вероятных покупателей назывались Japan Tobacco Int. (JTI, компания известна сигаретами Camel, Winston, Salem, "Петр I", "Наша Прима", "Русский стиль"), британская Gallaher Group Plc. (владеет 90% акций российской Liggett-Ducat, производит сигареты LD, «Новость», Sovereign, City, Elements, Maxima Gold) и франко-испанская группа Altadis (на российском рынке официально не представлена). Однако, по информации Die Welt, эта тройка отозвала свои предложения. Ожидается, что о новой покупке Imperial Tobacco будет объявлено уже завтра в Бристоле.

В последние десять лет немцы активно взялись за освоение восточноевропейского рынка: Reemtsma владеет контрольным пакетом крупнейшего польского табачного производителя WWT и фабрикой в Казахстане. До недавнего времени компании принадлежал контрольный пакет Черкасской табачной фабрики (Украина), однако в декабре 2001 года 99,23% акций фабрики были проданы Gallaher. Пока Reemtsma продолжает удерживать хорошие позиции на украинском рынке (24%) за счет принадлежащей ей Киевской табачной фабрики.

В России Reemtsma владеет фабрикой «Реемтсма-Волга» в Волгограде. Заявленные ежегодные мощности фабрики составляют около 20 млрд сигарет в год. По данным маркетингового агентства «Бизнес-Аналитика», доля немецкого производителя на российском рынке довольно невелика -- 2,5%.

Imperial Tobacco специализируется на выпуске сигарет, сигар и трубочного табака. Оборот компании в 2000 году составил 7,3 млрд долл. Флагманские международные бренды -- John Player Special и Fusion. В России, по данным «Бизнес-Аналитики», доля Imperial Tobacco не превышает 0,1% рынка. Прошлогодний повторный выход на российский рынок (компания прекратила операции здесь в 1998 году) не выглядел слишком удачным: начало продаж Fusion сопровождалось массированной рекламной кампанией, однако в каком ценовом сегменте компания позиционирует свой бренд, оставалось непонятным, даже в Москве разница в цене достигала 8--9 рублей.

Между тем на табачном рынке периодически появляются слухи об интересе, который британцы проявляют то к одной, то к другой из трех российских независимых табачных фабрик («Донской табак», «Балканская звезда» и «Нево-Табак»). Если завтра действительно будет объявлено о покупке немецкого табачного гиганта, Imperial Tobacco получит вполне реальную возможность войти на российский рынок (самый привлекательный для всех транснациональных игроков после китайского) без дополнительных приобретений.

И в московских офисах, и в штаб-квартирах обеих компаний комментировать ситуацию отказываются. Правда, источники в московском офисе Reemtsma заявили в пятницу агентству Интерфакс, что «о конкретном решении может быть известно не раньше, чем через два месяца».

Анфиса ВОРОНИНА