|
|
N°217, 27 ноября 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Последний подарок Нуреева
Премьер Ла Скала Роберто Болле станцевал в Большом
И для Роберто Болле, и для Светланы Захаровой эта «Жизель» не дебют, хотя Болле впервые танцевал в редакции Юрия Григоровича, а балетные любят считать количество версий одного и того же спектакля, в которых они выступали на разных сценах. Вот и Болле приехал в Большой заранее, чтобы успеть пошить здесь рыженький кожаный колет местного образца, вжиться в специфику постановки и вспомнить нужные поддержки с Захаровой. Вспомнить, потому что в последний раз артисты танцевали вместе «Жизель» в Ла Скала, когда записывали одноименный DVD.
Болле хорошо известен нашей публике. Он много раз приезжал в Петербург -- участвовал в международном фестивале «Мариинский» и танцевал с труппой балета Ковент-Гарден во время гастролей 2003 года. Был он и в Москве с театром Ла Скала -- танцевал Ромео с Алессандрой Ферри. На пресс-конференции в Большом тогда вышел казус -- переводчик не расслышал слов Болле и сообщил в зал, что перед нами находится человек, который последним танцевал с Рудольфом Нуреевым. На самом деле речь шла лишь о том, что Нуреев увидел малыша Роберто среди учащихся школы, дал ему роль в балете «Марио и волшебник» и таким образом напророчил ему большое будущее. Все пророчества Нуреева имели свойство сбываться, среди его питомцев только звезды -- Сильви Гиллем, Николя Ле Риш, Аньес Летестю, Манюэль Легри. Роберто был последним из выдвиженцев Нуреева, и на сегодняшний день он первый танцовщик Италии.
Однако Светлана Захарова танцует с Болле не только потому, что он первый, и точно не потому, что его когда-то выбрал Нуреев. Захарова не любит экспромтов, связанных со случайным партнерством. И не только положение примы обязывает ее оставаться всегда на высоте, а значит, быть уверенной в том, кто подает тебе руку и ловит в прыжке. Хорошей балериной считается та, которая всегда находится в поиске идеального партнера. Искала Майя Плисецкая, ищут Ульяна Лопаткина, Диана Вишнева, Дарси Бассел и Сильви Гиллем. Можно сказать, что на сегодняшний момент Захарова своих партнеров нашла. В Москве она танцует с Андреем Уваровым, в Париже с Жан-Гийомом Баром, в Италии -- с Болле. В пятницу в Большом театре состоялась счастливая встреча нашей балерины с ее итальянским партнером.
В роли Альберта Болле хорош во всех отношениях -- высокий, симпатичный, нарциссичный, но не настолько, чтобы развеять любимый зрительницами стереотип итальянца как страстного любовника, и при этом надежный партнер, поднимающий любую девушку на любую высоту и оказывающийся в нужный момент в нужной точке сцене. Никто лучше итальянцев не может разыграть слезливую мелодраму, их даже на театре трудно подозревать в неискренности. Болле страстно жестикулирует, вздыхает, кидается к Жизели то с объятиями, то с поцелуями, гневается на ее холодность, ревнует к первому встречному, чуть что -- хватается за шпагу, а когда появляется невеста его персонажа Батильда, он бесстыдно отворачивается от той, кого, казалось, так любил. А спустя еще пять минут он уже отчаянно рыдает над мертвой Жизелью, сложившись в три погибели. Такое яркое зрелище, к тому же с хорошими танцами премьеров увидишь нечасто, во всяком случае в Большом.
Второй акт открытий не принес, однако гарантировал качественное, вполне традиционное продолжение сюжета. Захарова рассказала историю о преображении обманутой возлюбленным девушки в виллису с божественными арабесками, мягкими руками, неслышными прыжками и коронными антраша катр на середине. Болле дал балерине свободу и уверенность в поддержках, неплохо станцевал свою вариацию и порадовал зрителей россыпью высоких антраша сис (западные артисты предпочитают это движение, когда танцовщик многократно и отчаянно взлетает на месте, привычной нашим Альбертам диагонали с бризе, когда будто ветер несет графа, умоляющего о милости повелительницу виллис, через всю сцену).
Спектакль запомнится надолго не только выступлением прославленной пары, но и удачным сочетанием солистов -- кроме Захаровой и Болле великолепной формой, координацией и пониманием того, что она делает, блеснула Мария Александрова в роли Мирты, повелительницы виллис. И даже проваленное крестьянское па-де-де в исполнении Анастасии Сташкевич и Вячеслава Лопатина не испортило эту «Жизель». Это па-де-де предполагает владение аккуратным французским стилем танца. К девушке тут претензий нет, а вот Лопатину не до стиля, он дерет ноги, прыгает до потолка, стреляет шпагатами, обливаясь потом и краснея от неистовства. Смотреть на него -- сущее наказание, но, к счастью, главные герои быстро стирают из памяти зрителей это недоразумение.
Екатерина БЕЛЯЕВА