|
|
N°217, 27 ноября 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Горе от тумана
«Мгла» на московских экранах
«В ту ночь, когда на севере Новой Англии спала страшнейшая за всю ее историю жара, в западном регионе штата Мэн разразилась невиданная по силе буря...» Впрочем, если бы буря была еще сильнее, но ею дело и ограничилось, можно было бы сказать, что жителям западного региона штата Мэн крупно повезло. Но вслед за бурей на маленький городок, где с женой и маленьким сыном живет художник Дэвид Дрейтон (Томас Джейн), спустился непонятного происхождения туман. А в его белесой седой пелене появились чудовища -- голодные и кровожадные. Мгла застала Дрейтона и его сына Билли (как, впрочем, и множество других горожан) в местном супермаркете, и все они стали заложниками обстоятельств. Но опасность представляют не только монстры снаружи. Среди тех, кто оказался в магазине, есть самые разные люди -- в том числе и такие, как миссис Кармоди (Марсия Гей Харден), религиозная фанатичка, уверенная, что туман не что иное, как кара за человеческие грехи, и искупить их можно только принеся жертву...
Экранизацию «Мглы» поклонники Стивена Кинга ждали давно, но у наших кингоманов с этой книгой отношения совсем особенные -- двадцать лет назад под названием «Туман» она появилась в трех номерах журнала «Вокруг света» и стала одной из первых кинговских публикаций на русском языке, и стопроцентно точно -- первым увидевшим у нас свет его произведением, относящимся к жанру ужасов. По силе тогдашнего впечатления с «Туманом» мало что могло сравниться, так что фильм ждали с понятным трепетом. Оказалось, впрочем, что время пошло проекту только на пользу. Возьмись киношники за этот сюжет, скажем, в конце 80-х, мы почти наверняка имели бы сегодня проходной ужасник с весьма средними спецэффектами, снятый каким-нибудь ремесленником (именно так -- за редчайшим исключением -- выглядели почти все фильмы по Кингу в то время). И стоило подождать, чтобы в конце концов получить то, что в конце концов вышло. А именно одна из наиболее блистательных картин, имеющих отношение к Стивену Кингу, произведение вполне эпического масштаба, до дрожи напряженное и по-настоящему страшное.
Режиссер Фрэнк Дарабонт известен своим давним и плодотворным сотрудничеством с Кингом. Именно он поставил в свое время абсолютно грандиозную киноверсию «Побега из Шоушенка», выдвинутую на «Оскара» в одной обойме с «Криминальным чтивом» и «Форрестом Гампом». И сейчас кажется, что именно «Шоушенку» статуэтка за лучший фильм года была бы тогда наиболее кстати. Позже Дарабонт поставил и «Зеленую милю», картину не таких выдающихся достоинств, но все равно очень хорошую. Казалось, что Дарабонт специально выбирает из всего Кинга наиболее реалистические, психологические вещи, не связанные с привычным имиджем «короля ужасов». Но не стоит забывать, что свою карьеру Дарабонт начинал с самых что ни на есть кошмаров, он писал сценарии к третьей (лучшей) части «Кошмара на улице Вязов», второй (не лучшей, но примечательной) серии «Мухи», ремейку классической «Капли». Во «Мгле» психология и чистый спецэффектный кошмар соединились в идеально точных пропорциях: это редкий хоррор, в котором пугают не только компьютерные монстры (придуманные и сделанные безупречно), но и потемки чужих душ, которые раскрываются в экстремальной ситуации далеко не всегда с привлекательной стороны. Особенно в этом плане выделяется помянутая уже миссис Кармоди -- проповедница Страшного суда, с фанатичным блеском в глазах и ледяной жестокостью по отношению к окружающим ее «заблудшим маловерам». В книге она была одним из самых отталкивающих, но и запоминающихся персонажей, было даже несколько неловко испытывать настолько сильную ненависть к женщине, пусть даже и вымышленной. Когда на экране в этой роли появляется Марсия Гей Харден, невольно вздрагиваешь: именно такую миссис Кармоди ты представлял себе два десятка лет назад, пожирая глазами затертые страницы «Вокруг света».
Отдельного упоминания заслуживает финал, отличающийся от первоисточника (в чем именно -- лучше увидеть самостоятельно). Трудно предположить, что можно досочинить за Стивена Кинга что-то лучше, убедительнее или мрачнее, но Дарабонту удалось и это -- отныне «Мгла» будет не только кинговской, но и дарабонтовской с полным на то правом.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ