|
|
N°216, 26 ноября 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Титаническое удовольствие
Туристический лайнер Explorer затонул от столкновения с айсбергом
Кораблекрушение небольшого канадского круизного корабля уже сравнивают с драмой затонувшего в 1912 году «Титаника». Правда, конец у путешествия получился счастливым хотя бы для всех пассажиров судна. В пятницу после столкновения с ледниковым массивом лайнер Explorer водоизмещением 2,4 тыс. тонн затонул недалеко от острова Кинг-Джордж Южных Шетландских островов. Всем искателям острых приключений, отправившимся в вояж к Антарктиде, удалось спастись.
Интернациональная туристическая группа отправилась в плавание к берегам Антарктиды еще 11 ноября из порта Ушуая, что на южном побережье Аргентины. На круизном лайнере помимо 54 членов экипажа находился 91 пассажир -- по большей части это были британцы (23 человека), но также голландцы (17), американцы (13), австрийцы (10) и канадцы (10). Туристов сопровождали девять гидов канадской компании Gap Adventures. Как утверждают представители западных туристических компаний, именно представители США, Канады и Британии являются ярыми поклонниками дорогостоящих экзотических морских туров по Антарктике. 19-дневный круиз на Фолклендские острова и антарктическое побережье, чтобы увидеть айсберги и гнездовья пингвинов на канадском Explorer, обошелся любителям нетрадиционного отдыха от 4 до 8 тыс. фунтов. И хотя иностранным туристам не удалось полюбоваться красотами Антарктики, их экспедиция оказалась весьма богатой на впечатления.
В пятницу, 23 ноября в 12.24 по местному времени (8.24 по московскому времени) поступило сообщение о крушении судна Explorer у Земли Грэма, в районе Южных Шетландских островов, в 120 км к северу от Антарктического полуострова. По данным британской газеты The Sun, опубликовавшей вчера рассказы пассажиров и членов команды, столкновение с айсбергом произошло в ночь на пятницу, и команда корабля в течение нескольких часов самостоятельно пыталась откачать воду и остановить течь. Однако даже для специально построенного для плавания во льдах судна с усиленным корпусом пробоина размером 25 на 10 см оказалась слишком большой. Накренившись на 30 градусов, судно продолжало клониться от прибывавшей воды, и находившиеся на борту пассажиры были срочно эвакуированы на спасательные плоты и шлюпки.
По словам первого помощника капитана Питера Свенссона, несмотря на то что туристы были напуганы, истерик с пассажирами не случалось, и все «сидели в шлюпках притихшие». Люди были вынуждены более четырех часов ждать спасателей в открытом море, и, несмотря на то что температура воздуха не опускалась ниже пяти градусов, многие из них сильно замерзли. «В то время как мы находились в шлюпках, волны на море были умеренные, но зато ветер был сильный», -- цитирует одного из пассажиров газета The Sun. Первым к месту кораблекрушения прибыло норвежское круизное судно Nordnorge, кроме того, на сигнал SOS откликнулись еще два лайнера, Endeavor и Antarctic Dream. Норвежские лайнеры доставили потерпевшую кораблекрушение команду Explorer на сушу, на остров Кинг-Джордж, недалеко от берега Чили, откуда туристов должны были переправить грузовыми воздушными судами в город Пунта-Аренас на побережье Южной Америки.
Впрочем, судя по всему, изначально путешествие на известном среди заядлых арктических туристов как «маленький красный корабль» Explorer было из разряда экстремальных не только благодаря маршруту путешествия, но и из-за состояния судна. Это не первая катастрофа в послужном списке корабля. Explorer налетал на скалы у берегов Антарктиды в 1979 году, но был отремонтирован и безупречно прослужил еще более 25 лет. Построенный в 1969 году лайнер проходил капремонт в 1993-м. Последний же раз корабль ремонтировали в 2004 году, но в мае этого года при проверке было обнаружено несколько нарушений, в том числе проблемы судна с водонепроницаемыми дверями.
Юлия ХОМЧЕНКО