Президент подписал в субботу закон
о создании очередной госкорпорации -- потенциально одной из крупнейших в стране. В «Ростехнологию» войдут ФГУП «Рособоронэкспорт» и его дочерние предприятия. Единственный в России экспортер оружия решил, что именно такая организационно-правовая форма позволит ему наилучшим образом не только продвигать на мировых рынках военную продукцию, но и высокотехнологичную гражданскую.
Гражданской продукции у ФГУП и его "дочек", правда, не так много, но в «Рособоронэкспорте» уверены, что ситуация изменится к лучшему -- опять же благодаря созданию госкорпорации. Владимир Путин, судя по всему, считает так же. В противном случае он вряд ли бы подписал закон. Впрочем, без одобрения главы государства само внесение подобного законопроекта в Госдуму было бы невозможно. В данном случае г-н Путин вообще направил закон в парламент от собственного имени, минуя правительство, подчеркнув тем самым, что хотел бы видеть документ одобренным депутатами еще до выборов.
Между тем еще в сентябре
перспективы законопроекта о создании «Ростехнологии» выглядели довольно туманно. Не все во власти горели желанием преобразовывать «Рособоронэкспорт» и его «дочек» в госкорпорацию. Дело в том, что по закону «О некоммерческих организациях» (статья 7.1) госкорпорация (ГК) -- это «не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций». Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является уже не госсобственностью, а собственностью ГК. Как отмечает ряд экспертов, такой гибрид не подпадает под действие корпоративного законодательства и под непосредственный контроль правительства -- руководителя ГК назначает президент.
Между тем, по оценке генерального директора «Рособоронэкспорта» Сергея Чемезова (его мнение приводится в пресс-релизе компании), создание «Ростехнологии» «позволит наиболее полно учесть возможности организационно-правовой формы государственной корпорации, специфику ее деятельности как в области военно-технического сотрудничества, так и в сфере разработки, производства и экспорта высокотехнологичной промышленной продукции».
Еще в начале сентября Михаил Фрадков, бывший тогда премьер-министром, заявлял, что обсуждение вопроса создания «Ростехнологии» находится лишь на предварительной стадии. Хотя к этому времени г-н Чемезов лоббировал свою идею уже года два. Более открыто против создания «Ростехнологии» в форме госкорпорации выступал, будучи главой Минэкономразвития, Герман Греф. Он полагал, что новую структуру можно создать в рамках АО подобно авиастроительному и судостроительному холдингам, чтобы она была абсолютно прозрачной, высококапитализированной и имела возможность привлекать капитал с рынка.
Именно после сентябрьской отставки Михаила Фрадкова и формирования нового правительства, в котором не оказалось Германа Грефа, процесс формирования госкорпорации «Российские технологии» пошел семимильными шагами.
В последних числах сентября президент вносит законопроект в Госдуму, 1 октября его одобряет Совет нижней палаты парламента, 11 октября депутаты принимают его в первом чтении, а 9 ноября -- сразу во втором и третьем. 16 ноября законопроект одобряет Совет Федерации, а 24-го подписывает президент.
Теперь процесс создания «Ростехнологии» вступает в практическую фазу. В ГК войдет непосредственно «Рособоронэкспорт», а также все его нынешние активы. Среди них ОАО «Объединенная промышленная корпорация «Оборонпром», ОАО «Оборонительные системы», ЗАО «Оборонпромлизинг», ОАО «Корпорация "ВСМПО-АВИСМА», ЗАО «Русспецсталь», ОАО «АвтоВАЗ», ряд других структур. При этом финансово-экономической основой создания «Ростехнологий» является использование имущества «Рособоронэкспорта» без привлечения средств федерального бюджета. «Государственная корпорация «Ростехнологии» будет функционировать на основе самофинансирования и по принципу безубыточной деятельности», -- отмечается в пресс-релизе «Рособоронэкспорта».
Каких конкретно результатов и в какой период собирается достичь «Ростехнологии» на ниве разработки и продвижения на мировые рынки высокотехнологичной российской продукции, пресс-служба «Рособоронэкспорта» не сообщает. Но стоило бы поторопиться. В противном случае даже приблизиться к высокоразвитым странам в этой сфере будет проблематично. Ведь сегодня, даже по самым оптимистичным оценкам, напоминает пресс-служба, доля России в сегменте высоких технологий составляет всего 0,5%. Удельный вес отечественных машин и оборудования в общем объеме мирового экспорта готовой наукоемкой продукции не превышает 0,3%. Доля высокотехнологичной машиностроительной продукции в структуре российского экспорта уменьшается из года в год и в последнее время составила около 5% от всего объема экспорта. По многим разработкам и технологиям Россия остановилась на уровне 70--80-х годов прошлого века.