Время новостей
     N°19, 04 февраля 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.02.2002
Дустум бьет учителя
Афганские союзники воюют друг с другом
В субботу стало известно о кровавых столкновениях, произошедших на севере Афганистана, в районе города Мазари-Шариф, между группировками, входящими в антиталибский альянс. Как заявил некто Брахими, представитель не вовлеченной в разборку между моджахедами группировки, «это были не столь масштабные столкновения, чтобы вызвать обеспокоенность, погибло лишь(!) 30--40 человек».

Лидеры противоборствующих группировок хорошо известны на афганском севере -- генерал Дустум и устод Атта. Они считались близкими союзниками и еще недавно воевали плечом к плечу против талибов, освобождая от них Мазари-Шариф, а затем проводя операцию по разоружению многотысячной группировки талибов в провинции Кундуз, к востоку от Мазари-Шарифа.

Абдул Рашид Дустум, получивший недавно пост заместителя министра обороны в переходном правительстве Афганистана, является лидером афганских этнических узбеков и претендует на полное восстановление в северных провинциях страны своего влияния, которым он пользовался до поражения от талибов в 1997 году и вынужденного бегства из Афганистана. Уроженец Мазари-Шарифа устод Атто (устод -- «учитель», это уважительное обращение он получил благодаря тому, что когда-то преподавал физкультуру в школе) возглавляет там местную таджикскую общину.

Столкновения между соратниками, которых в последние месяцы всегда видели вместе, вызваны межэтническими противоречиями, которые весьма обострились в последнее время. Достаточно вспомнить недавние, январские, бои за контроль над уездом Калай-Заль в провинции Кундуз между узбекским ополчением Дустума и бойцами-таджиками, верными формальному шефу Дустума, министру обороны Мохаммаду Фахиму. Тогда жертвами столкновений стали несколько десятков человек.

Уже сразу после изгнания талибов из Мазари-Шарифа местные узбеки и таджики не скрывали неприязненного отношения друг к другу. Узбеки считают устода Атто марионеткой таджикской части руководства атиталибского альянса (Бурхануддин Раббани, Фахим и т.д.), которое якобы стремится помешать восстановлению власти Дустума. Таджикское же меньшинство в Мазари в свою очередь опасается «сепаратистских» намерений Дустума. Лидер афганских узбеков не скрывает стремления к федеральному устройству Афганистана, что позволит ему полностью доминировать на севере страны.

Бои на севере, последовавшие за кровопролитием на востоке, в провинции Пактия, подтверждают мрачные прогнозы пессимистов: с уходом талибов война в Афганистане быстро не кончится. Слишком много оружия и взаимной нетерпимости и катастрофически мало умения договариваться между собой. Ведь если последнее изредка и удавалось, то только благодаря элементарному подкупу.

Аркадий ДУБНОВ