|
|
N°216, 26 ноября 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Алексей Мишин: С юными фигуристами надо работать не как с детьми, а как с олимпийскими кандидатами
После завершения московского этапа Гран-при известный российский тренер Алексей МИШИН, подготовивший несколько олимпийских чемпионов -- Алексея Урманова, Алексея Ягудина и Евгения Плющенко, ответил на вопросы корреспондента «Времени новостей» Ольги ЕРМОЛИНОЙ.
-- Алексей Николаевич, ваше мнение о том, какова на сегодняшний момент ситуация в отечественном фигурном катании?
-- На то, что происходит сейчас в нашем фигурном катании, можно смотреть разными глазами -- зрителя, чиновника, тренера. Картины будут абсолютно разные. С точки зрения зрителя -- вроде как нет звезд. Чиновники скажут, что отсутствуют медали. А тренеры возразят, что уже сегодня видны те ростки, которые позволяют нам надеяться, что при некоторых условиях можно «починить» и одиночное, и парное катание. А танцы сами себя починят, может быть.
-- Что вы подразумеваете под словами «некоторые условия»?
-- У меня есть корректное сравнение, которое кому-то может показаться парадоксальным. Скажите, пожалуйста: может ли футбольная команда «Зенит» стать чемпионом России, если она будет тренироваться в рамках детско-юношеской спортивной школы? Нет. Вот в фигурном катании сейчас сложилась именно такая ситуация. Я, Тамара Москвина, Алексей Урманов фактически работают в условиях ДЮСШ, когда любой момент, связанный с селекцией, отбором, приглашением какого-то спортсмена с периферии в Петербург, сопровождается многочисленными проблемами. Например, я нашел хорошую девочку Лизу Туктамышеву в Удмуртии. Так вот, чтобы адаптировать ее к жизни в Санкт-Петербурге, понадобились один год и масса проблем, трудностей и неприятностей.
Россия богата талантами, и сейчас сидеть и ждать или делать чемпионов из того, что имеется под рукой, нельзя. Поэтому мы с моей супругой и тренером Татьяной Николаевной Мишиной сформулировали для себя задачи, которые воплотились в план. Он называется «Сочи-2014». Ведь через семь лет кто должен выступать на зимней Олимпиаде? Девочки, которым сейчас 9--11 лет. Не те, которым уже 18--22 года, такие тогда уже будут не нужны. А юные спортсменки, которых сегодня мы называем детьми. Чтобы они смогли проявить себя на Играх, нужны совершенно другие методы и условия для тренировок. Недавно на совещании у нашего президента Владимира Путина конькобежка Светлана Журова озвучила совершенно правильные вещи, что дети должны тренироваться с чемпионами. В этой связи существующая система детско-юношеских школ, в которых мы работаем сейчас, уже отжила и исчерпала себя.
Правда, в своей практике я интуитивно, можно сказать, стихийно следовал и раньше этому принципу. В группе у меня одновременно тренировались и опытный Алексей Урманов, и маленькая козявка Плющенко, который был под Ягудиным... Словом, формула, которую предложила опытная спортсменка Журова, реализуется на практике давно. Но она реализуется вопреки действующим нормам.
Если бы игроки «Зенита» готовились только на базе ДЮСШ, которая существует в Питере на проспекте Бутлерова, они бы никогда не справились с поставленной перед ними задачей. А ведь друзья-соперники в нашем виде спорта давно уже успешно используют новые схемы подготовки. Речь идет, в частности, об индивидуальной форме работы с талантливыми спортсменами. И в этом случае возраст ни при чем. Единственный критерий -- талант спортсмена. Именно талант должен позволить фигуристу тренироваться с Плющенко, Тотьмяниной и Марининым и другими чемпионами. Это самое главное условие, без которого мы не выйдем из того состояния, в котором пребываем сегодня.
-- В вашем понимании талант -- это врожденное качество или приобретенное?
-- Мне представляется, что трудолюбием и рвением талант можно довести до совершенства, развить, но не родить. Талант -- это то, что заложено в генетическом коде человека. Конечно, и сам человек должен быть мотивирован на результат. За все те годы, что я работают тренером, в большинстве случаев я мог сразу распознать талантливого спортсмена. И это не бравада. Думаю, что своими результатами я заслужил право так говорить. И хвалить мне себя не надо. Но для того, чтобы выпестовать талант, нужна еще масса условий. Нужно, чтобы семья уделяла внимание тому, чем занимается ребенок. Чтобы талантливый спортсмен родился в правильном месте, потому что если всю свою жизнь он проведет в городе Глазове, то ничего дельного из него не получится. Представьте на минуту, что Бережная или Дмитриев не переехали бы в Питер к Москвиной, а тренировались в Невинномысске и Норильске, знали бы мы их? Следовательно, нужен еще и толковый тренер, который бы не позволил ученику провести половину своей детской жизни в группе начальной подготовки и помогал ему в дальнейшем.
-- Правда, что Евгений Плющенко приступил к серьезным тренировкам и принял окончательное для себя решение о том, чтобы вернуться на любительский лед?
-- Женя возвращается, но этот процесс идет довольно трудно. Со следующей недели ему дадут отдельный лед. Пока же он работал вместе со всеми. Некоторые наши специалисты и деятели спортивного движения считают, что возвращение Евгения Плющенко негативно отразится на мужском катании. Но я придерживаюсь иного мнения. Молодые должны в борьбе завоевать положенное место и не просто получить его, а пройти по костям прошлых чемпионов. Вот только тогда они станут настоящими чемпионами.
-- На ваш взгляд, в отсутствие Плющенко у кого из фигуристов наибольшие шансы на чемпионский титул в мужском одиночном катании?
-- Фамилии известные -- Жубер, Ламбьель, Джонни Вейр... В данный момент в отсутствие короля у трона наблюдается некоторая неразбериха. Все толкают друг друга локтями. Но лично мне все равно нравится Стефан Ламбьель. Кстати, от швейцарца поступило конкретное предложение работать с ним в этом сезоне. Но пока есть Женя, я не мог ответить Стефану «да».
-- И все же что нам ждать от этого сезона?
-- Базовой ровной подготовки. В России есть ряд спортсменов, в мужском и женском катании, с которыми, если поработать профессионально, так, как делают это за рубежом, можно вывести их на высокий уровень. А если говорить о юных, то у нас имеется хорошая когорта фигуристов в Москве и Петербурге. Только работать с ними надо не как с детьми, а как с кандидатами на Олимпийские игры 2014 года.
|