|
|
N°216, 26 ноября 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сверхурочная «халтурка»
Пожалуй, самую мудрую оценку провалу футбольной сборной Англии в отборочной кампании к «Евро-2008» дал бывший капитан «Манчестер Юнайтед» Рой Кин, ныне возглавляющий «Сандерленд». Он высказался в том духе, что игроки нынче предпочитают клубный футбол, а сборная для них больше не является приоритетом.
Конфликт между клубным футболом и турнирами сборных (в том числе чемпионатом мира) становится едва ли не определяющим для будущей судьбы большого футбола. Клубы прежде всего место заработка. В сборных играют лишь за престиж. Призовые в случае победы в крупных турнирах или выхода в финальную часть чемпионатов мира и континентальных первенств для лучших игроков несопоставимы с тем, что они регулярно получают в клубе. При этом клубный сезон становится все более и более насыщенным: чемпионат и Кубок страны, кое-где Кубок лиги, континентальные лиги чемпионов...
Провалившись на мундиале 2002 года, приехавшие туда в ранге действующих чемпионов мира игроки сборной Франции в один голос (особенно лидер команды Зинедин Зидан) твердили, что у них просто не осталось сил после изнурительного сезона в клубах. Даже если эта отговорка и не утешала болельщиков, в ней было много горькой правды.
Сейчас, несмотря на широко практикуемый ведущими клубными командами принцип ротации составов, футболисты испытывают колоссальные нагрузки. Далеко не все физически и психологически могут заставить себя играть за сборную с той же отдачей, что за клуб. Количество добровольных отказов игроков выступать за сборные своих стран тоже множится год от года. Хотя, например, каких-нибудь 15--20 лет назад отказ футболиста играть за сборную, если тренер хотел его видеть в составе, был чем-то почти немыслимым.
На фоне очевидных материальных преимуществ игры за клуб перед выступлениями за сборную существенно изменились в последние десятилетия и моральные координаты. Можно сколько угодно ругать игроков, не желающих выступать за сборную или играющих в главной национальной команде намного слабее, чем в своем клубе, за отсутствие патриотизма, но мир стал гораздо более космополитичным. Лучшие футбольные клубы Европы давно превратились в сборные мира, а идея заменить чемпионаты мира среди сборных первенствами планеты среди клубов звучит все чаще.
Более того, для многих футболистов страна, где они зарабатывают деньги и имеют единственный шанс навсегда преодолеть угрозу бедности, становится не менее родной, чем их географическая родина. К тому же во всех видах спорта, а отнюдь не только игровых пышным цветом расцвела практика использования в качестве отечественных спортсменов натурализованных иностранцев. Мы, например, можем только гадать, какие чувства испытывает к географически родной сборной Бразилии нынешний лидер столь любезной нам с недавних пор сборной Хорватии Эдуардо да Силва. Но клубную карьеру, позволившую ему перейти в один из самых богатых клубов планеты -- лондонский «Арсенал», Эдуардо сделал в Хорватии, а сборная этой страны стала для него еще одним местом работы. И если, допустим, бразилец с хорватским паспортом вдруг откажется выступать за сборную Хорватии, имеют ли право хорватские болельщики упрекать его в этом? Как, впрочем, и любого этнического хорвата. Семья, дети, личные заработки для многих людей важнее абстрактной чести страны.
Еще одной проблемой, делающей для футболистов игру в сборной чем-то вроде «сверхурочной халтурки», является несопоставимость возможностей клубов и сборных для развития личной карьеры игрока. Сборные играют гораздо реже, чем клубы, а селекционные службы команд многих национальных чемпионатов имеют возможность отслеживать талантливых игроков чуть ли не с детского возраста и по всему миру. Если раньше для многих футболистов удачная игра в национальной сборной, даже молодежной или юниорской, была единственной возможностью обратить на себя внимание богатых и сильных клубов, теперь тебя могут «отследить» даже на уровне детской спортшколы или юношеской клубной команды в самой отдаленной от эпицентра футбольной жизни точке планеты.
Так что нам в момент, когда мы болеем за свою сборную, остается уповать только на сознательность и ответственность футболистов, а также на способность тренеров зажечь в сердцах игроков пламя любви к Родине и чувство профессиональной ответственности за эту свою «дополнительную» работу. Мы с вами, положа руку на сердце, тоже ведь не очень любим работать с полной отдачей за моральные стимулы. Материальные куда убедительнее...
Семен Новопрудский