В субботу, практически за неделю до парламентских выборов, в Москве все-таки состоялся «Марш несогласных». Митинг «несогласных» прошел без эксцессов, зато попытки его участников без разрешения на то городских властей пройти к ЦИК закончились разгоном оппозиционеров. Практически все организаторы шествия были задержаны милицией, а лидера «Объединенного гражданского фронта» Гарри Каспарова суд приговорил к пяти дням ареста. Вместе с «несогласными» маршировал корреспондент «Времени новостей» Кирилл МЕЛЬНИКОВ.Участники «Марша несогласных» опасались, что он, как и весной, будет запрещен. Однако в столичной мэрии решили доказать, что не используют политику «двойных стандартов», одним в городе шествовать разрешая, а другим нет: 4 ноября
в Москве состоялся «Русский марш» националистически настроенной оппозиции. Тогда правозащитники заявили о том, что надеются на последовательность в решениях столичных чиновников: раз в городе разрешен марш националистов, то будет разрешен и «Марш несогласных». Его организаторы сообщили, что хотят провести шествие от проспекта Академика Сахарова до здания ЦИК в Большом Черкасском переулке. Однако в мэрии разрешения на такой маршрут не дали.
Несмотря на то что митинг был санкционирован, столичные власти все же возвели «мелкие препятствия". Переходы под Садовым кольцом в районе проспекта Академика Сахарова были закрыты «на ремонт». Ремонт заключался в том, что стенки переходов были частично затянуты зеленой сеткой. Чтобы пересечь Садовое кольцо, приходилось идти к единственному наземному переходу, но и там все было не так просто.
Под светофором висит табло с «обратным отсчетом» времени, оставшегося до включения для пешеходов зеленого света. Перед «зеброй» столпилось уже несколько десятков человек, которые явно давно ждали разрешающего сигнала. Табло показывало, что он уже давно должен был зажечься, однако машины продолжали нестись по Садовому кольцу. Образовалась даже пробка из автомобилей, которые из-за этого не могли выехать из соседнего переулка. Их водителям, видимо, было невдомек, что рядом проходил митинг оппозиции. Иначе они бы воспользовались объездными путями. В конце концов толпа, стоящая на переходе, просто пошла на красный свет, не обращая внимания на свистки гаишника, дежурившего рядом.
Пропускали на митинг после тщательного досмотра. Рядом с рамками металлодетекторов журналисты одной телекомпании брали интервью у трех пенсионерок. Бабушки смотрели в камеру и без запинки рассказывали о том, что им «заплатили по 500 руб., чтобы они сегодня пришли и постояли на митинге». Еще раз с этими пожилыми «оппозиционерками» я столкнулся в очереди на вход. Я спросил у них, откуда они приехали и кто им обещал заплатить за то, что они приняли участие в «Марше несогласных». Бабушки стали говорить о том, что у них пенсии маленькие, им хочется кушать, вот они и пришли. «Да молодые люди нас какие-то позвали», -- крайне нервозно ответили пенсионерки. «Вот как вы, или вот как этот», -- сказали они и по очереди посмотрели сначала на меня, а потом на стоявшего рядом лидера молодежного "Яблока" Илью Яшина. Правда, так и не уточнили, за что им заплатили: за телеинтервью или за участие в митинге.
На нем собралось около 2 тыс. человек: члены «Объединенного гражданского фронта» со своим лидером Гарри Каспаровым, нацболы во главе с Эдуардом Лимоновым и впервые «Союз правых сил» как партия, а не только отдельные его члены, которым партийное руководство разрешало участвовать в "Маршах несогласных" и раньше.
С флагами СПС больше всего было людей пожилых. Во многих регионах России офисы правых штурмуют точно такие же бабушки, которые требуют, чтобы им заплатили за поддержку партии. «Да чепуха это все и провокации. Мы на всех выборах только за СПС и голосуем», -- сказали мне несколько пенсионерок. «Вот был Зурабов, нам денег не платили, - объяснила одна из них. - Путин его снял, но ситуация не изменилась. Значит, виноват Путин».
Выступать "противпутинцам" пришлось под мистические завывания, доносящиеся со стройки. Таким образом, видимо, оппозиционерам намекали на то, что они проникнуты бесовскими идеями. Эдуард Лимонов срывающимся голосом призывал «объединиться и сказать «нет» этим мерзавцам» и заявил, что выборы в Думу на самом деле «будут без выбора». Гарри Каспаров говорил о низком уровне жизни. «Цены на нефть за годы президентства Путина увеличились в десять раз, в то время как жизнь простых граждан только ухудшается», -- сказал он и пояснил, что «нынешний режим держится только на страхе». Во время выступления г-на Каспарова с крыши дома на другой стороне Садового кольца несколько молодых людей растянули баннер и разбросали листовки против «марша политических проституток».
В стороне от митингующих, улыбаясь, одиноко стоял лидер «Трудовой России» Виктор Анпилов, который незадолго до завершения митинга куда-то исчез. Зато Борис Немцов продолжил атаку на власть. «Путин говорит о том, что спасал страну от олигархов. Это мы боролись с олигархами, а он с ними дружил! -- сказал бывший первый вице-премьер. И, напомнив о том, что наша сборная по футболу вышла на чемпионат Европы, спел кричалку: -- Оле-оле-оле! Россия, вперед! Оле-оле-оле! Без Путина вперед».
После того как митинг закончился, организаторы попробовали все-таки превратить его в марш: толпа, скандируя «нам нужна другая Россия», вместе с Лимоновым, Каспаровым, кандидатом в депутаты Госдумы от СПС Марией Гайдар двинулась по Мясницкой улице. Там их встретила цепочка из крепких людей в штатском и около сотни бойцов ОМОНа. Они остановили шествие и попытались задержать Гарри Каспарова и Эдуарда Лимонова, однако их охрана своих подопечных из рук омоновцев вырвала.
Когда все развернулись, чтобы пойти обратно, то наткнулись на другую шеренгу оцепления: несколько сот человек, включая журналистов, оказались «в коробочке», после чего милиционеры начали «зачистку». Самых радикальных «несогласных» стали валить и тащить в автобусы. Илья Яшин забрался на машину и стал скандировать, однако цепкие руки людей в штатском и омоновцев в касках стащили его оттуда. Был задержан лидер движения «За права человека» Лев Пономарев, которого тоже затащили в автозак. Нескольким десяткам омоновцев, наконец, удалось посадить в автобус и Гарри Каспарова: он отдернул шторку и стал приветствовать своих сторонников.
Марию Гайдар и заместителя председателя московского отделения «Яблока» Алексея Навального в милицию отвезли не с Мясницкой улицы, а из Большого Черкасского переулка, все подходы к которому были перекрыты: оппозиционеры потребовали милиционеров пропустить их в здание ЦИК. Милиционеры пропустили кандидатов в депутаты через кордон, после чего, правда, посадили в милицейский автобус и увезли в ОВД.
Что касается журналистов, на которых были даже специальные оранжевые манишки, то, конечно, их дубинками не били, зато толкали от души.
Точной статистики, сколько людей было задержано после «Марша несогласных», нет. Но практически все его организаторы в итоге оказались в милиции, после чего практически всех выпустили, кроме г-на Каспарова, который предстал перед судом: его обвинили в нарушении порядка организации и проведениия митингов и в неподчинении милиции. Мещанский суд приговорил лидера ОГФ, который на прошлом марше «отделался» штрафом в размере 1000 рублей, к пяти суткам ареста.