Завершающийся сегодня четырехдневный визит в Россию главы никарагуанского МИДа Самуэля Сантоса дал основания говорить о восстановлении сотрудничества между нашими странами, которое было почти свернуто с распадом СССР (сейчас годовой товарооборот едва превышает 40 млн долл.). Речь идет прежде всего о поставках техники и вооружений из России. Предмет особой заботы никарагуанцев -- это вопрос о ремонте вертолетов, которые были поставлены в Никарагуа еще при СССР и используются сейчас в борьбе с наркотрафиком.
Накануне визита Самуэль Сантос в интервью никарагуанской газете «Эль Нуэво Диарио» раскрыл еще один секрет переговоров: «Задача визита -- обсуждение энергетической темы и привлечение инвестиций в эту сферу. К тому же русские были первыми, кто стал получать доступ к геотермальным источникам путем бурения скважин». Первая в мире геотермальная электростанция (ГеоЭС) была запущена на Камчатке в 1965 году. Никарагуа, также богатая термальными источниками, получала готовые установки в том числе из СССР.
Глава российского МИДа Сергей Лавров, получивший вчера приглашение посетить Никарагуа, заявил о внимании Москвы к проекту строительства Межокеанского канала. Так в Центральной Америке называют сухопутную трассу, которая должна связать Атлантический и Тихий океан и частично пройти по территории Никарагуа. Будет сооружена автомобильная и железная дорога, а также нефтепровод.
По словам Лаврова, в развитие отношений «внес существенный вклад» лично президент Даниэль Ортега. 62-летний Ортега, лидер левого сандинистского движения, занимал должность президента с 1985 по 1990 год. Затем вплоть до 2006 года он проигрывал кандидатам от правых сил. Но 5 ноября 2006 года Даниэль Ортега набрал на президентских выборах 38% голосов
и вернулся на главный пост.
Впрочем, не все в России разделяют оптимизм МИДа насчет перспектив отношений с Никарагуа. Директор Центра политических исследований Института Латинской Америки РАН Марина Чумакова в интервью «Времени новостей» вчера заявила: «Посланцы Никарагуа, как и раньше, ездят с шапкой по миру и добывают деньги. Страна была и остается нищей». По словам нашей собеседницы, Никарагуа ничего не может предложить России, кроме говядины и кофе: "Даже развитие туризма невозможно из-за разгула в стране бандитизма и активности незаконных вооруженных формирований". Что касается строительства Межокеанского канала, то, по мнению Чумаковой, «это безрезультатно обсуждается уже лет 50, и несмотря на экономические расчеты, проход канала по территории Никарагуа вызовет экологическую катастрофу из-за вулканической активности и особенностей рельефа местности».