|
|
N°19, 04 февраля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Курильский дебют японского министра
Карьеру дипломата бывший главный эколог начала с проблемы «территорий»
Свое азиатское турне министр иностранных дел России Игорь Иванов завершает сегодня коротким пребыванием в Кабуле, которое продлится всего несколько часов. Это первый визит в афганскую столицу столь высокопоставленного российского представителя за почти девять лет -- в 1993 году здесь побывал тогдашний глава российской дипломатии Андрей Козырев. И в Кабуле, и в Дели, где г-н Иванов вчера встретился с министром иностранных дел, а сегодня утром -- с министром обороны, главная тема -- война с терроризмом, для обеих стран она сегодня самая животрепещущая.
Совместное заявление о противодействии международному терроризму Игорь Иванов подписал и в Токио, где побывал в конце минувшей недели. Программа визита главы в Японию менялась буквально на ходу: о назначении министра экологии Иорико Кавагути новым министром иностранных дел вместо уволенной двумя днями раньше Макико Танаки российский гость узнал уже на подлете к Стране восходящего солнца. По прилете мининдел поужинал с экс-премьером Японии Иосиро Мори, итоги иркутской встречи которого с Владимиром Путиным в марте 2001 года лежат в основе переговоров двух стран по мирному договору. Сразу после этого г-н Иванов посетил резиденцию премьера Коидзуми и вручил ему личное послание Владимира Путина с подтверждением приглашения посетить Россию в этом году. Намечен также визит в Токио российского премьера Михаила Касьянова.
Знакомство двух глав дипведомств состоялось в субботу на двусторонних переговорах. Как отмечают дипломаты, визит прошел в доброжелательной атмосфере «созидательного партнерства». К минимуму сведены даже традиционные для начала февраля скандирования правых о возврате «северных территорий» (так они называют четыре острова Южно-Курильской гряды -- Хабомаи, Шикотан, Кунашир, Итуруп). В Японии 7 февраля -- день этих территорий. Ключевой проблемой в российско-японских отношениях традиционно останется и вопрос о заключении мирного договора, подписанию которого препятствует нерешенная территориальная проблема. В соответствии с советско-японской декларацией 1956 года Москва готова передать Японии (именно передать в порядке доброй воли, а не возвратить) группу островов Хабомаи и остров Шикотан, но только после заключения мирного договора. Позиция же Токио, несмотря на тактические корректировки формулировок, по сути неизменна: сначала решение вопроса о территориальной принадлежности «северных территорий», а уж потом мирный договор.
Итоги нынешнего раунда переговоров ждали с особым интересом, учитывая оставленный российским МИДом без комментария недавний информационный «вброс» агентства Kyodo News о предстоящем отказе сторон от «параллельных переговоров» по улаживанию территориального спора о четырех островах Южно-Курильской гряды. По просьбе газеты «Время новостей» Игорь Иванов внес ясность: «Принципиально важно то, что обе стороны подтвердили линию на продолжение переговоров по мирному договору на основе всех имеющихся договоренностей по всему комплексу вопросов. Именно на этой основе в середине марта пройдут переговоры в Москве на уровне заместителей министров иностранных дел. Других переговоров не планируется».
Особое внимание уделено и тесно связанному с курильской проблемой вопросу о рыболовном промысле в акватории Южных Курил. Японская сторона болезненно воспринимает предоставление Москвой лицензий на рыболовство в этих водах до проведения окончательного территориального размежевания с Японией.
Катерина ЛАБЕЦКАЯ, Токио