|
|
N°19, 04 февраля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сядут все
В деле Быкова даже потерпевших привозят под конвоем
Процесс над бывшим главой КрАЗа Анатолием Быковым, как ожидается, сегодня сдвинется с мертвой точки. Вчера из Красноярска в столицу обычным авиарейсом под конвоем был доставлен его бывший компаньон Вилор Струганов по кличке Паша Цветомузыка. Именно его отсутствие последние недели было главной проблемой для выяснения в Мещанском суде дальнейшей судьбы подсудимого Быкова.
По версии следствия, экс-глава КрАЗа подготовил «ликвидацию» г-на Струганова. Дело уже давно передали в суд, однако слушания откладывались из-за того, что, по мнению судьи, без наличия потерпевшего на процессе могут быть нарушены его законные права. Сам же Паша Цветомузыка в конце прошлого года был обвинен красноярской прокуратурой в терроризме: по версии следствия, он устроил два взрыва, прогремевших в Красноярске накануне выборов в краевой парламент. Местные спецслужбы заявили, что таким образом Паша Цветомузыка, выдвинувший свою кандидатуру в депутаты, пытался справиться с «низким рейтингом» и привлечь внимание к своей персоне.
Для г-на Быкова долгожданная встреча в суде с Пашей Цветомузыкой, без сомнения, является судьбоносной. Бывший алюминиевый магнат уже так давно находится то в розыске, то в тюрьме, что начинающийся процесс может восприниматься им как избавление. Тем более сам г-н Быков и его адвокат Генрих Падва считают позиции обвинения весьма шаткими.
Проблемы с российским правосудием у Анатолия Быкова начались весной 1999 года, после приезда в Красноярск комиссии из Москвы во главе с замминистра МВД Владимиром Колесниковым. Закончилась ревизия тем, что сначала одна прокуратура, а потом другая предъявили г-ну Быкову обвинения в легализации средств, полученных преступным путем, в причастности к убийствам местных предпринимателей и незаконном обороте драгметаллов. Сам бизнесмен незадолго до этого благоразумно уехал в загранкомандировку, плавно переросшую в эмиграцию в условиях международного розыска. В октябре 1999 года, правда, он неосторожно заехал в Венгрию, где местные спецслужбы, поддерживающие с российскими коллегами хорошие отношения, его арестовали и экстрадировали. До августа 2000 года г-н Быков просидел в Красноярском СИЗО и был выпущен под подписку о невыезде после обращений к следствию ряда политиков и бизнесменов. Но свобода оказалась недолгой: уже в октябре 2000 года сотрудники ФСБ штурмом взяли особняк главы КрАЗа и отправили его на этот раз в Лефортово -- теперь уже за попытку убийства Паши Цветомузыки. Занятно, что с тех пор про прежние, собственно красноярские, обвинения против г-на Быкова ничего слышно не было, и спецслужбы сосредоточились на новой истории -- насколько простой, настолько и неоднозначной.
По версии обвинения, в августе 2000 года в ФСБ в Москве явился Александр Василенко, который рассказал, что работал на г-на Быкова и тот поручил ему убить Пашу Цветомузыку. Якобы Быков и Струганов поначалу были компаньонами, а когда алюминиевый король попал в тюрьму, г-н Струганов будто бы решил прибрать бизнес к рукам в одиночку. Выйдя из тюрьмы, г-н Быков, по версии спецслужб, первым делом и решил наказать партнера. 29 сентября сотрудники ФСБ инсценировали убийство г-на Струганова в квартире на Кутузовском проспекте, записали разговоры по этому поводу между Быковым и Василенко и передали материалы в прокуратуру. Однако когда дело уже передали в суд, у властей начались проблемы: Струганов попал под следствие, а главный свидетель, «убийца» Василенко, сбежал на Кипр, откуда прислал через депутатов Госдумы покаянное обращение. Он поведал, будто на самом деле Быков никого убивать не поручал, а все подстроил сам Струганов, угрозами заставивший его пойти в ФСБ и написать донос. При таком запутанном раскладе, естественно, защита подсудимого имеет большие возможности для маневра. Хотя и прокуратура на дело смотрит оптимистично: по словам следователей, послание г-на Василенко ничего не стоит без его личного присутствия в суде, а доказательств преступных замыслов г-на Быкова в деле изначально собрано достаточно.
Виктор ПАУКОВ