Время новостей
     N°212, 20 ноября 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  20.11.2007
Если удалось притвориться великим
Sigur Ros. Hvarf/Heim (EMI).

Говоря о новом творении Sigur Ros, совсем не хочется жонглировать одним предметом. То есть напирать на факт, что они-де из Исландии, и прямо такие красноухие с мороза, и медлительные, и вообще снеговики, ловящие селедку в гейзере. Один мой коллега, попав на концерт Sigur Ros в Рейкьявике, раз и навсегда прекратил «обнаруживать» в их музыке снег, льдинки и северное сияние...

Суть в том, что Sigur Ros выпустили новый альбом, точнее, новый релиз. Две короткие программы на двух дисках изрядной, между прочим, стоимости. На двух EP -- старые и новые записи, известные (Agaetis Byrjun, Halfsol) и неизвестные вещи. Половина -- в акустике. Как засвеченная в финальных титрах фильма «Ванильное небо» Untitled #1, которая здесь называется Vaka.

Акустический Sigur Ros это жутко интересно. Потому что ненавистники пост-рока говорят, что это, дескать, сплошная электроника, странные студии в каменных башнях, и не было бы у Sigur Ros их волшебного хрустального звука, был бы это монотонный примитив. Причем сыроватое звучание первых альбомов как будто об этом и свидетельствует (хотя раскрутились они именно с альбома Agaetis Byrjun, звучание которого как раз шероховатое и жестковатое).

Пример в тему. В свое время -- тому уж лет пятнадцать -- очень громкая и нервная гранж-группа Alice in Chains записала unplugged, акустический концерт. И оказалось, что все их песни, все эти на полтона ниже настроенные гитары, нонаккорды и аккорды с задержанием, что все это звучит как блюз. Очень своеобразный, сильно замученный и нервный, но блюз. Вот так же акустический Sigur Ros явно напоминает такой североевропейский фолк. Кельтика, Скандинавия -- все дела. В этом, собственно, фокус рок-н-ролла: в нем невозможно ничего изображать и нельзя притворяться. Если тебе удалось притвориться великим, значит, таков ты и есть, а если сам этого не понимаешь -- ну что ж, твои проблемы (или твое счастье).

Recoil. subHuman (MUTE).

Recoil -- это Алан Уайлдер, бывший участник самих, между прочим, Depeche Mode. Альбом subHuman сильно отличается от всех предыдущих сольных творений Уайлдера прежде всего тем, что это не интровертные музпейзажи на любителя и не звуковая атака, отличавшие ранние творения Уайлдера. Это свежий интригующий сплав акустических инструментов (живые бас и барабаны, скрипка и даже губная гармошка) и электроники. Аморфных мелодий и хитрого рисунка ударных. Потрясающие голоса. Мотивы условно-блюзовые (трек Five Thousand Years) и условно-ориентальные (Allelujah).

Неожиданно внятный альбом, который с равным успехом будет восприниматься и любителем продвинутой электроники, и любителем спокойных жанров. Такой вот интеллектуально-апокалиптический нью-эйдж.

Bodies Without Organs. Fabricator (EMI Sweden).

Признаюсь честно: первый альбом шведского трио BWO я воспринял с восторгом. Вольное обращение изобретателя хитов Александра Барда с клише европопсы (концепция «совершенный поп») заслуживало уважения. Вроде как человек формулу успеха нашел. Также приятна амбивалентность восприятия: кто-то думает, что BWO просто песни, кто-то -- что это пародия. До какого-то момента это работало. Но если кто-то кого-то долго и последовательно пародирует, тот сам рано или поздно становится идентичен жертве своих пародий. Ну, бездна там в тебя вглядывается, и все такое.

Fabricator, третий альбом BWO, взвинченный, но невеселый европоп, «лоходенс», если хотите. Трек Give me the Night -- как будто проходной номер на «Евровидении» конца 80-х. Более или менее спокойно слушается только Let it Rain -- в ней ритм приятно «качает» (слабая доля, вот оно -- тяжелое наследие переосмысленного европейцами рэгги).

Остальное -- прямой ритм, дрыгающийся басовый барабан, ожидаемые сбивочки в нужных местах. Даже звук какой-то тухлый. А первый альбом, сработанный Бардом дома буквально на коленке (ну, то есть на лэптопе), звучал довольно свеженько.

Проигрыш в бридже на Last Flight to San Francisco напоминает мотивчик из аббовской Gimme Gimme Gimme. Причем напоминает даже не оригинал, а тот сэмпл, вставленный Стюартом Прайсом в песню Мадонны Hung Up. Так что если «совершенный поп» -- это подражание подражающим, тогда на здоровье.

Александр БЕЛЯЕВ
//  читайте тему  //  Музыка