Министр иностранных дел Германии Франк Вальтер Штайнмайер призывает делать ставку на
энергетическое сотрудничество с Россией. При этом социал-демократ Штайнмайер, который на днях будет назначен на должность вице-канцлера вместо уходящего в отставку Франца Мюнтеферинга, прогнозирует, что в ближайшей перспективе в германо-российских отношениях грядет «фаза, во время которой тона выступлений политиков станут жестче».
Глава германского МИДа выступил вчера в Берлине на форуме Фонда Герберта Квандта. Фонд носит имя немецкого финансиста, которому обязан своей независимостью концерн BMW. В 1959 году Герберт Квандт, владевший 30% акций убыточной в те времена баварской компании, всерьез рассматривал предложение о продаже BMW конкурирующей Daimler-Benz. Но неожиданно для всех передумал и поступил наоборот: нарастил свою долю, а затем вывел компанию из кризиса. В нынешние времена кажется, что отношения России и ее партнеров в Европе тоже нуждаются в подобном антикризисном менеджменте.
Г-н Штайнмайер в своем выступлении говорил о необходимости развития «зарекомендовавшего себя» сотрудничества с Россией в энергетическом секторе. Одновременно, очевидно, отдавая должное нынешней достаточно сложной ситуации во взаимоотношениях с ней, министр отметил, что в этом вопросе «наступают трудные времена». И призвал во взаимоотношениях с Россией сохранять «длительное дыхание».
Министр и без пяти минут вице-канцлер Германии выразил свое «понимание» причин того, почему Россия отказывается от подписания Энергетической хартии. Он напомнил и о том, что этот документ не намерена подписывать Норвегия. «Энергетическая хартия, очевидно, меньше отвечает интересам стран -- производителей энергоресурсов и ставит в преимущественное положение страны-импортеры», -- сказал Штайнмайер. Глава внешнеполитического ведомства Германии, входящий в социал-демократическое крыло коалиционного правительства Ангелы Меркель, выразил также сожаление по поводу того, что Европейский союз «не продвинулся вперед» в вопросе подписания нового соглашения о партнерстве и сотрудничестве с Россией. При этом он указал в первую очередь на новых членов ЕС из Восточной Европы, которые «опасаются» идти навстречу России. По мнению г-на Штайнмайера, новое соглашение, в частности, должно способствовать усилению надежности и безопасности энергоснабжения Европы.
Вторым по значимости среди энергетических приоритетов Франк Вальтер Штайнмайер назвал необходимость освоения новых регионов поставок энергосырья в Северной Африке, зоне Прикаспия и Средней Азии. Транзитные государства, такие как Турция и Украина, должны быть также вовлечены в «европейское энергетическое сообщество».
Соратника по партии социал-демократов поддержал экс-канцлер Германии Герхард Шредер, возглавляющий ныне компанию по строительству газопровода «Северный поток». Он говорил об «искажениях» во взаимоотношениях с Россией. «Отходить от России на слишком больше расстояние -- это неправильно», -- сказал Шредер. У России не слишком большой опыт демократии, продолжал он, однако именно она сделала возможным вступление в силу Киотского протокола.
Без России, уверен бывший канцлер, не решались многочисленные проблемы войны и мира на Ближнем Востоке и Балканах. Для Европы возрождающаяся Россия лучше, чем слабая и нестабильная. С Россией необходимо строить экономическое сотрудничество и путем всестороннего вовлечения ее в европейские структуры. При этом Герхард Шредер, походя помянув колким словом свою преемницу на посту бундесканцлера Ангелу Меркель за ее компромиссы с восточным соседом, пригвоздил к позорному столбу Польшу -- «очень националистическую и антироссийскую».
«Президент Путин и Москва нуждаются в стратегических отношениях с Европейским союзом, -- отметил г-н Шредер. -- И этот шанс Европа не должна упустить, особенно имея в виду вопросы транспортировки энергоносителей и надежности энергоснабжения». Ведь при всем положительном, что только можно себе представить от использования возобновляемых источников энергии, продолжал экс-канцлер Германии, Европа и весь мир будут и в дальнейшем серьезно зависеть от нефти и природного газа: «Российский потенциал невозможно компенсировать ни поставками сырья с Ближнего Востока, ни таковыми, например, из Северной Африки или Норвегии».
Касаясь внутриевропейской политики, Шредер сказал, что Брюссель пошел по «катастрофическому» пути, предлагая отделить энерготранспортные сети от крупных европейских концернов. Ведь только «крупные актеры» могут позволить себе необходимый уровень инвестиций в надежное энергетическое будущее, а не, как выразился докладчик, мелкие и средние немецкие предприятия.