|
|
N°212, 20 ноября 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Боги утренней зари
Вышел новый альбом группы "Ленинград"
"Кто не знает Шнурова, попросту Шнура? Основной гуляка он в городе Петра..." -- так начинается одна из композиций с нового альбома группы (то есть, конечно, группировки) "Ленинград". Вопрос, поставленный в первых строках, является, само собой, риторическим -- таковых незнаек на сегодняшний день и вправду можно пересчитать по пальцам одной руки, да еще, пожалуй, сложенных в смачный кукиш. Таковых нет, и не может быть по определению. Сергей Владимирович Шнуров является сегодня безусловной и заслуженной знаменитостью, человеком с обложек и разворотов, не способным пройти по улице или присесть в распивочной без того, чтобы не дать пару-тройку автографов и не быть сфотографированным на память жаждущими фанатами. Однако представиться лишний раз все равно не мешает. Хотя бы потому, что подобного рода приветствия составляют неотъемлемую часть той художественной парадигмы, которую так или иначе представляет "Ленинград" в диапазоне от "Очень приятно, царь!" до "С тобой, свинья, не гавкает, а говорит капитан Жеглов! Слыхал?" Ну и конечно, невозможно не проследить параллели с легендарным вступлением к одному из концертов другого "основного гуляки в городе Петра", который является для Шнурова очевидным авторитетом: "Ты що же, меня не узнал? Я же ж Аркадий Северный!" В общем, дремать, притихши, северному городу (да и всем остальным городам и весям) долго не придется -- из-за острова на стрежень величаво, как бронированный селезень, выплывает "Аврора".
В полном соответствии с названием новую работу "Ленинграда" так и хочется поименовать "историческим выстрелом из легендарного орудия". Чертова дюжина вакхо-приапических напевов (число композиций вряд ли случайно -- не зря одним из предварительных вариантов названия было "Лю-Ци-Хер"; впрочем, и собственно "аврору" словарь Даля определяет среди прочего как "денницу") подобрана с редкостным тщанием и плотностью, "как пули в обойме, как карты в колоде". Ключевых, суперхитовых композиций, из тех, что и в единственном экземпляре оправдывали бы выход пластинки, минимум две трети. И все они сходны разве что в какой-то совершенно нечеловеческой энергетике, пиротехнической искристости и полном (несмотря на традиционное обилие непечатных выражений и оборотов) отсутствиии пошлости. Среди основных фаворитов -- лихая плясовая "Музыка для мужика"; "Паганини" (снабженный вдобавок отменным видеоклипом с участием самого Шнурова, шоумена группы гигантского Стаса Барецкого и трубача Романа Парыгина, приятно поразившего удивительным актерским мастерством особенно в том, что касается мимического изображения неподдельного страха, -- а бояться ему по сюжету есть чего); "И так далее", в которой Шнур неожиданно галантен и почти куртуазен по отношению к противоположному полу; суровая, как мужская дружба, баллада "Мы выросли на фильмах про ковбоев" (с непередаваемым "бджжж-бджжж", изображающим в припеве пистолетные выстрелы, -- точно с такой же интонацией делали этот "бджжж" любые товарищи по любому двору вот уже несколько поколений); актуальный для всех и каждого "Ремонт"; "Что нас не убьет", в котором используется классическая ницшеанская формула "То, что не убивает нас, делает нас сильнее", памятная по "Конану-варвару" и Егору Летову, но в данном случае помещенная в однозначный спиртосодержащий контекст. И наконец, "Яблочко". Среди поклонников группы давно ведутся споры, какие произведения мировой музыкальной культуры были бы наиболее органичны в творчестве группировки (так, как стали в свое время неотъемлемы от "Ленинграда" тема из "Эммануэль" в "Прогнозе погоды", тревожная мелодия в "Собаке Баскервилей" или основная мелодия из "Ну, погоди!"). Шнур дал ответ на этот вопрос с предельной ясностью, можно было и сразу догадаться. Конечно, матросский танец, любимый наигрыш анархистов и беспризорников из старых советских фильмов, обессмерченный среди прочего Полиграфом Полиграфовичем Шариковым на триумфальном его выступлении перед профессурой в экранизации "Собачьего сердца". "Эх, говори Москва, разговаривай, Россия!" И от звуков "ленинградского" «Яблочка» рухнет в ошеломленный обморок еще немало филип филипычей всех мастей. "Он... все еще танцует?" Танцует, танцует. Не извольте сомневаться.
Особенно приятно и правильно, что альбом увидел свет именно сейчас, когда до новогодних праздников осталось всего ничего. Потому что даже на пике гигантоманского делириума невозможно себе представить, сколько под этот удивительный аккомпанемент будет разбито стеклопосуды, выбито дверей в места общего пользования и скинуто с балконов богато наряженных лесных красавиц. Такова "Аврора". Много-много радости детишкам принесла.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ