|
|
N°19, 04 февраля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Картинки -- к атаке
В Москве проходит Первый фестиваль комиксов
Из всех жанров западной массовой культуры, с такой легкостью вошедших в российский постперестроечный обиход, хуже всего дело обстояло с комиксом. На Западе многие периодические издания традиционно имеют своих художников, и такого рода отдых для глаза читателями ценится не менее чем кроссворды и астропрогнозы. Будучи непременным атрибутом молодежных изданий, комикс существует и как серьезный жанр, в котором есть свои признанные мастера. Например, Арт Шпигельман, прославившийся своей серией «Маус», рассказывавшей о холокосте совсем не детским языком, несмотря на то что жертвы были изображены как мыши, а надзиратели -- как кошки.
Но все-таки комикс -- это часть индустрии развлечений, коммерческое предприятие. Фестиваль «КомМиссия», который проходит с 1 по 10 февраля в Зверевском центре современного искусства, вызвался доказать наличие в России качественного комикса, и, пожалуй, преуспел. Организован фестиваль Павлом Хихусом, известным комиксмейкером, а также Эдуардом Бессмертным и агентством «Креоген».
Поначалу все замысливалось довольно скромно. Спонсоров не могли найти даже на каталог. Но события стали развиваться стремительно. Оказалось, что комиксов очень много, интересующихся тоже. В результате ситуация с комиксом в России грозит измениться в одночасье. Теперь у фестиваля появились спонсоры, одаривающие победителей конкурса по разным номинациям скромными, но полезными призами -- полгода пользования интернетом, 17-дюймовый монитор и прочие предметы, которые комиксмейкеру могут пригодиться в работе. В жюри заседают: Дмитрий Дибров, писатель Макс Фрай (в обоих лицах), главный редактор журнала «Хакер» Сергей Покровский и главный редактор журнала «Молоток» Федя Павлов.
Павел Хихус, главный застрельщик фестиваля, является человеком, буквально одержимым жанром комикса. Он формулирует свою задачу так: надо, чтобы в газетных киосках была отдельная полка для комиксов. Хихус шутя называет собственный стиль «неолубком», и с энтузиазмом рассказывает, что всемирно известные марки комиксов, вроде «Бэтмена» и «Ген-17», можно спокойно скупить по демпинговым ценам и населить их персонажами сознание российского тинейджера. На вопрос, почему комикс уступает в популярности «Сникерсу», Хихус отвечает, что против батончика пропаганда не велась, а комиксов родители боятся, поскольку считают, что из-за них дети разучатся читать. Но, добавляет он, «когда человек читает в метро пятирублевый детектив вместо комикса, это не значит, что он растет в интеллектуальном плане». Трудно с этим не согласиться. «Аудиторию надо завоевывать», -- считает Хихус.
В рамках фестиваля проходит выставка лучших образцов жанра, на которой любой человек может выбрать себе что-то по вкусу. На выставке нет крайностей -- комикса по диалогам Платона или жесткой порнографии. Комикс -- жанр урбанистический, и картинок по мотивам полотен Шишкина пока тоже не наблюдается. Но если вы до сих пор ночами любите поразмышлять над вопросом «что такое матрица?», для вас на выставке есть множество интересных историй разной степени бредовости. Если вас тошнит от научно-фантастической атрибутики и вы привыкли к современному продвинутому искусству, к вашим услугам работы постоянного комиксмейкера «ХЖ» Георгия Литичевского и минималистический беккетовский фотокомикс Викентия Нилина. Хотите занять чем-либо детей -- пожалуйста. Больше всего на выставке комиксов остроумных, комиксов-анекдотов: здесь и неолубок Хихуса, Алима Велитова и других участников студии «Люди мертвой рыбы», вариация на тему «Книги перемен» Ростана Тавасиева, комиксы из журнала «Счастливые родители» Андрея и Натальи Снегиревых, замечательный комикс по мотивам «Ассы» ветерана жанра Евгения Жилинского, знакомого каждому по оформлению альбома группы «Браво» «Московский бит». Остроумная игра с массовой культурой -- это, пожалуй, самое приятное, чего можно ждать от современного комикса.
Выставка, конечно, хаотична и не вполне продуманна, однако это бодрый хаос, из которого и появляется новая жизнь. Можете сходить на выставку и найти что-либо себе по вкусу, а можете подождать, пока комиксы не появятся во всех печатных СМИ. Дело, похоже, к тому идет.
Валентин ДЬЯКОНОВ