Делегация «Газпрома» во главе с зампредом правления Александром Медведевым провела в конце прошлой недели в Пекине
очередной раунд переговоров с партнерами из CNPC об условиях поставок газа с 2011 года. Российский газовый концерн по итогам встречи сообщил, что обе стороны «констатировали необходимость активизации этой работы с учетом тенденций развития мирового и китайского рынков энергоносителей». Однако в выходные китайское информационное агентство Синьхуа передало со ссылкой на г-на Медведева, что «Газпром» и CNPC договорились о ценах. И по соглашению сторон стоимость поставок может оказаться выше, чем планировал Пекин. Как выяснилось, топ-менеджер «Газпрома» сообщил лишь, что участники наконец достигли консенсуса по вопросу о ценовом механизме после нескольких месяцев дискуссий. В частности, CNPC согласилась, что «низкие цены на газ, импортируемый в Китай, не будут оказывать влияния на дальнейшие переговоры» с Россией.
Источник в «Газпроме» сообщил «Времени новостей», что нет не только конкретной цены на газ, но и договоренностей о формуле ее исчисления. Просто на этот раз удалось убедить китайских коллег отказаться от ссылок на более дешевые контракты с другими поставщиками газа. Кроме того, Пекин всеми силами сдерживает внутренние цены на газ за счет развития собственной добычи и использует это в качестве аргумента на переговорах.
В ходе визита в Китай весной прошлого года Владимир Путин подписал соглашение о поставках в Поднебесную до 68 млрд кубометров в год по западному (через Алтай) и восточному (Хабаровский край) коридорам начиная с 2011 года. Однако с тех пор стороны почти не продвинулись в переговорах о цене. Китай предлагал покупать газ по 100 долл. за тысячу кубометров на границе, «Газпром» настаивает на принципе равнодоходности продаж CNPC с экспортом в Европу. При этом следует отметить, что после того, как российское правительство приняло решение приравнять доходность «Газпрома» на внутреннем рынке с рентабельностью поставок в ЕС с 2011 года, у Москвы не осталось права на ценовой компромисс с Пекином.
Вопрос лишь в том, готовы ли китайцы в принципе платить за российский газ столько же, сколько европейцы. Особенно с учетом того, что от Ковыктинского месторождения в Иркутской области, которое скорее всего станет основной базой для экспорта в Китай, до предполагаемого пункта сдачи газа на российско-китайской границе расстояние в несколько раз меньше, чем от месторождений в Западной Сибири до той же Германии.