|
|
N°211, 19 ноября 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Об истории должен рассказывать тот, кто ее знает
Сергей МИРОНЕНКО, директор Государственного архива России
-- Как вы оцениваете общий уровень исторического просвещения на телевидении?
-- Состояние современного телевидения меня удручает. Мы не знаем своих корней и не хотим их узнавать. История знакома нашим гражданам по историческим мифам. А они не могут привести к настоящему осознанию прошлого. А значит, мы не понимаем своих корней и современных процессов, происходящих в нашей стране. История используется и подстраивается под чьи-то личные цели, интерпретируется для чьей-то выгоды и покупается.
Телевидение может привнести в историю и положительные, и отрицательные качества. Нужно уметь правильно пользоваться этим инструментом. Все зависит от того, кто стоит у руля, кто хочет говорить об истории в эфире.
-- Вы сами являетесь автором программы «Непростая история» на телеканале «Культура». Как вы считаете, как для современного избалованного зрителя лучше подавать исторический материал?
-- Думаю, самый подходящий жанр -- это авторская программа, в которой ярко чувствуется позиция ведущего. Но это не отменяет точных фактов и глубоких знаний. Об истории должен рассказывать тот, кто ее знает, и тот, кто увлечен и способен заразить аудиторию своей историей. Кроме того, нужен талант рассказчика, может быть, некоторого лицедейства.
-- Как вы учитываете в своих программах интересы своей аудитории?
-- Я не ориентируюсь на какую-то абстрактную публику. Когда говоришь в камеру, создается эффект обращения к одному человеку, беседы с ним один на один. И не имеет значения размер аудитории. Важно создать душевный разговор тет-а-тет, который и является залогом успешности программы, посвященной истории. Странно, но когда читаешь лекции студентам, то эффект совсем другой, хотя перед тобой аудитория намного меньше, чем зрители телеканала «Культура».
-- Как вы сегодня можете оценить значение телеканала «Культура» в современной истории России?
-- Когда все это начиналось, даже не верилось, что идея создания отдельного телевизионного канала без рекламы воплотится в жизнь. Но сейчас телеканал «Культура» -- это, безусловно, сложившийся стиль, сложившаяся концепция и своя аудитория.
Я не хочу подводить итоги работы телеканала. Я хочу признаться ему в любви. Я люблю «Культуру» за то, что этот телеканал дает возможность погружаться в мир настоящего и высокого искусства. Я люблю «Культуру» за академизм и классичность. За то, что мы в ежедневном эфире можем видеть выверенные временем и историей образцы истинной культуры. Через эфир мы приобщаемся к делам великих людей, мы можем слушать великих музыкантов и смотреть великие фильмы. Во всей этой свалке современного телевидения, в которой невозможно существование нормального человека, «Культура» представляется единственным островком, обеспечивающим достойное человеческое существование.
То, что у нас есть телеканал, который предоставляет возможность нам, зрителям, совершать ежедневные открытия в области культуры, -- это по-настоящему важное историческое и социокультурное достижение всей нашей страны.
Беседовала Екатерина КЛЮЧНИКОВА