Время новостей
     N°212, 20 ноября 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  20.11.2007
Суррогат "калашникова"
Российское оружие продолжают беззастенчиво копировать
Самый известный российский оружейный бренд -- автомат Калашникова -- в мире продолжают беззастенчиво копировать, лишая тем самым Россию солидной доли выручки. В этом в очередной раз можно было убедиться на недавно завершившейся Азиатской выставке и конференции по оборонным технологиям Defense&Security 2007 в Таиланде.

Внешне все выглядело в этот раз вполне пристойно -- пожалуй, впервые на такого рода выставках российские специалисты не обнаружили ни одного факта заимствования, ни одной копии. Хотя готовились к этому: были проинструктированы специалисты делегации, «Рособоронэкспорт» разработал специальный бланк, куда вписываются страна, образец, который ею подделан, где контрафакт обнаружен, кто обнаружил. После этого организаторам выставки предлагают расписаться в бланке: мол, такой факт имел место. На сей раз бланки не пригодились.

«Возможно, лед тронулся, -- заговорили в российской делегации, -- и с заимствованиями будет наконец покончено». Однако не тут-то было. Директор по внешнеэкономической деятельности концерна «Ижмаш» Александр Заварзин показал обозревателю «Времени новостей» кипу свежих ярких иностранных журналов, посвященных созданию стрелкового оружия и его элементов. Эти журналы помимо прочего публикуют рекламные предложения по продаже стрелкового оружия, его запчастей. В одном только американском издании специалисты «Ижмаша» нашли три объявления о продаже АК и его частей, сделанных не в России. Их разместили, в частности, болгарская фирма «Арсенал» и оружейный завод в американском штате Огайо. Последний предлагает, например, ствольные коробки к АК и АКС-74, сделанные в США.

Рядом -- объявление о продаже автомата Калашникова чешского производства. «Это комментировать не буду, -- говорит специалист «Ижмаша» и поясняет: -- Чешский автомат имеет некоторые отличия от АК и называется по-другому». Насколько это оружие самостоятельно, вопрос сложный. Впрочем, как и с израильской продукцией подобного рода. В следующем издании опять объявление болгарского «Арсенала» о продаже полуавтоматических вариантов АК. «Здесь очевидная копия как по натовскому калибру, так и под патрон 72х39 мм», -- уверены специалисты концерна. Далее идет объявление о продаже большого ассортимента полуавтоматических винтовок. Судя по изображению, это, безусловно, полуавтоматический вариант АК под патрон 72х39. Продавец -- одна из американских компаний со штаб-квартирой во Флориде.

Не всегда ясно, сама фирма производит автоматы Калашникова или только продает. А сделано знаменитое оружие может быть в Египте, Югославии и других местах. Продаются, например, снайперские «калашниковы» производства бывшей Югославии. АК специалистами «Ижмаша» вполне узнаваем, эту продукцию они ни с чем не спутают. Хотя, чтобы авторитетно заявить, что это именно АК, надо посмотреть, как образец устроен. Но и по внешнему виду можно предположить, что конструкция весьма похожая.

«Американцы постоянно обвиняют Россию в незаконном производстве, например, видеодисков, компьютеров, -- говорит Александр Заварзин. -- Однако сами не пытаются разобраться, разрешено ли той или иной стране производство автоматов Калашникова, не требуют документального подтверждения такого права». По рекламе в специализированных журналах можно понять, насколько остро стоит вопрос приобретения АК, запчастей и аксессуаров к нему. И на выставках вооружений и военной техники видно, что интерес к АК, как и к снайперским винтовкам Драгунова, в мире не угасает, стенды «Ижмаша» едва ли не самые посещаемые.

Названные изделия -- визитная карточка России, они известны во всем мире. АК в третьих странах активно вытесняет американскую винтовку М-16. На выставке в Бангкоке к стенду «Ижмаша» подходил американский солдат, который воевал в Ираке, а тогда находился на отдыхе в Таиланде. По его словам, воюющие в Ираке солдаты постепенно вооружаются АК китайского, румынского производства, но каждый пытается достать именно российский. Суррогаты, говорит он, качественно значительно отличаются от оригинала. У российского АК стойкость ствола не менее 10 тыс. выстрелов, у суррогата ствол скоро раскаляется и буквально загибается, автоматика отказывает. На «Ижмаше» кроме собственного отдела технического контроля жесткая военная приемка. За последние годы, несмотря на огромное число выпускаемых автоматов, не было ни одной рекламации -- ни по зарубежным поставкам, ни по государственному оборонному заказу.

Совсем по-другому обстоит дело с контролем на предприятиях-копировальщиках. Из 18 зарубежных заводов, которым еще Советским Союзом были выданы лицензии на производство АК, шесть заводов продолжают производить продукцию, хотя лицензия недействительна с 1990 года. За качество этих автоматов Россия ответственности, конечно, не несет, поскольку не контролирует ни технологию изготовления, ни материалы, из которых они «лепятся». Чтобы доказать, что заводы гонят левую продукцию, надо проводить экспертизу. И тут начинаются сложности. Есть экземпляры, которые по своему внутреннему содержанию суть АК, однако внешний вид изменен, зачастую меняется и название. Уже упомянутый болгарский «Арсенал» переименовал АК в АР (автоматическое оружие) и чуть-чуть изменил изделие внешне. Израильская копия: внутреннее содержание -- однозначно АК, а внешне он вовсе не похож на своего прототипа. Румынский автомат отличается только внешне.

«Рособоронэкспорт» проводит переговоры с крупнейшим производителем суррогатной продукции -- Болгарией. Рассказывают, что Владимир Путин при личной встрече попенял болгарскому президенту, и тот будто бы обещал разобраться. Так или иначе, появилась надежда, что разногласия будут урегулированы. Возможно, на условиях роялти. С остальными копировальщиками все значительно сложнее. О Китае как копировальщике россияне вообще стараются громко не говорить, чтобы не испортить отношения и не лишиться дорогого заказчика по другим видам вооружений. Российские производители все новинки теперь немедленно лицензируют. Видимо, поэтому разработанные «Ижмашем» в последнее время модели так называемой 100-й серии никто не копирует. Хотя попытки воспроизвести отдельные части есть.

Интеллектуальную собственность у россиян крадут, как оказывается, не только в концерне «Ижмаш», но и во ФГУП «Государственное научно-производственное предприятие (ГНПП) «Сплав» -- головном разработчике реактивных систем залпового огня (РСЗО), последователей знаменитых «катюш». «Наравне с «калашниковым» РСЗО -- национальное российское оружие, -- говорит начальник сектора центра внешнеэкономических связей ГНПП «Сплав» Геннадий Иванюк. -- И копируют наше оружие столь же интенсивно».

В советское время РСЗО «Град» производился по лицензии в Болгарии, Польше, Словакии. И если сегодня, по словам Геннадия Иванюка, в Болгарии это производство не существует, то в Польше продолжают усовершенствование снарядов для «Града» того же калибра, просто поставили установку на другое шасси. И Румыния продолжает разрабатывать снаряды калибра 122 мм для «Града», предлагает свою продукцию на рынке. Есть несколько стран, которые вообще без всяких лицензий производят российскую, по сути, продукцию. В первую очередь, конечно, Китай, Турция, выпускающая свой вариант «Града». Подход к формированию систем вооружения имеет, без сомнения, российские корни, говорят специалисты «Сплава».

Только «Сплав» имеет снаряд РСЗО с дальностью стрельбы 40 км. Причем умудрились сделать так, что его головная часть на 3 кг тяжелее, чем у снаряда с дальностью 20 км. В 1998 году завод на собственном полигоне под Тулой показал снаряд в деле иностранным военным атташе. Китайцы, а вслед за ними сербы и израильтяне принялись убеждать мир, что их снаряды летают тоже на 40 км. «Сплав» предлагал изготовителям поддельного оружия: давайте отработаем по цели каждый на своей установке в одинаковых условиях и увидим, кто бьет дальше и точнее. Охотников не нашлось, поскольку сегодня ни одна страна ничего подобного показать не может. Иностранных заказчиков на «Сплаве» на полном серьезе спрашивают: вам фейерверк (имея в виду незадачливых производителей суррогатного оружия) или систему вооружения?

На выставке в Бангкоке поначалу вызвала сомнения РСЗО израильтян. Представительная российская делегация посетила стенд Израиля и убедилась: снаряды у них великолепные и по дальности, и по точности. А то, что калибр совпадает, так это ни о чем не говорит -- россиян же не упрекают за натовский стандарт автомата Калашникова. К тому же россияне не уверены, что израильскими снарядами можно стрелять из установки «Града».

Израильтяне были откровенны с гостями. У вас снаряды лучше, сказали они, мы хотели бы с вами работать, могли бы организовать совместное производство, но вы не соглашаетесь. Ларчик открывается просто: работать с Израилем -- значит потерять огромный арабский рынок вооружения, не скрывают российские специалисты. Тут даже не политика -- бизнес. Что касается поднятой нами темы, израильтяне напрямую снаряд не копировали, признают специалисты «Сплава», они скопировали тенденцию развития РСЗО. Их система LAR-160 прошла последовательно те же этапы, что и «Град». Израильтяне, говорят на «Сплаве», повторяют каждый шаг россиян, каждое направление модернизации.

Приоритет в сфере РСЗО, безусловно, за Россией. Наши установки поставлены в 60 стран мира, мощности «Сплава» сегодня загружены заказами под завязку на ближайшие годы. Предприятие получает хороший доход. Он, однако, мог бы быть значительно большим, если в России научились бы эффективно защищать свою интеллектуальную собственность.

Николай ПОРОСКОВ