|
|
N°211, 19 ноября 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Экстаз эксперимента
У артистов «Балтдома» скоро не будет дома. И социального пакета
В Петербурге набирает обороты большой театральный скандал: в один день предупреждение об увольнении с 1 января 2008 года получил весь творческий коллектив «Театра-фестиваля «Балтийский дом». Еще летом правительство Петербурга приняло постановление №789 «Об утверждении предельной штатной численности работников государственных учреждений культуры, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга». Для питерских театров это означает сокращение на 10%. По словам председателя городского комитета по культуре Николая Бурова, в результате проверки штатных расписаний чиновники обнаружили почти в каждом от 6 до 30% «мертвых душ» и предложили всем театрам равное самосокращение на 10%. Когда постановление приняли, бурной реакции не последовало: администрации театров кого-то сократили, кого-то перевели на срочные договоры.
Осенью оказалось, что дирекции трех театров откликнулись на более радикальное предложение властей -- творческий коллектив выводится за штат, с актерами и режиссерами подписываются договоры, фактически театр превращается в актерское агентство. Участвовать в эксперименте согласились Большой театр кукол (БТК), Мюзик-холл и «Театр-фестиваль «Балтийский дом». Администрации Мюзик-холла и БТК начали подписывать с сотрудниками срочные трудовые договоры, а дирекция «Балтдома» решила сначала уволить творческий коллектив, а потом подписать с каждым артистом «договор на показ спектакля».
Договор практически лишает артиста социального пакета: в нем не сказано о гарантии занятости, об отчислениях в Пенсионный фонд, об оплате отпуска. Артист становится заложником администрации: например, график занятости дирекция может предоставить артисту за 15 дней до начала месяца -- и артист не сумеет совместить работу в театре ни с какой другой. Нарушив график, он будет платить штраф в размере всех расходов, связанных с постановкой. Актер обязан оплачивать испорченный реквизит и костюмы, платить штраф за опоздание по причинам, признанным администрацией неуважительными. Администрация же не гарантирует актеру полную занятость, и если предупреждает об отмене спектакля за 45 дней, то не выплачивает ни копейки за простой. Дирекция «Балтдома» утверждает, что это позволит увеличить зарплату артиста (сейчас 7--10 тыс. руб.) вдвое. Но лишь при постоянной занятости.
«Сначала нам предложили чуть ли не 400 руб. за спектакль, -- рассказывает артист Константин Анисимов. -- Когда мы отказались от этих кабальных условий, дирекция начала поднимать ставки, обещают уже до 4 тыс. Но главное требование -- сохранить социальный пакет -- дирекция отвергает».
Председатель комитета по культуре Петербурга Николай Буров уверяет, что правительство не намерено экономить на театрах, а театральный бюджет на 2008 год вырастет. «Это эксперимент, а не реформа, -- заявил он на заседании правления СТД Петербурга. -- Когда дойдет до реформы, потребуется опыт. Потому болезненный эксперимент ставится пока на трех театрах. К этому будем побуждать и остальных. Если получится -- нам удастся сохранить репертуарный театр. Не получится -- будем проводить иные эксперименты».
Странный, однако, эксперимент. Министерство труда и Пенсионный фонд еще не ответили на запрос о социальном пакете, а артисты уже получили предупреждения об увольнении. «Мы хотим создать актерское агентство, -- говорит директор «Балтдома» Сергей Шуб. -- Оно должно защищать права артистов, возможно, требуется пересмотреть некоторые пункты в договорах. Но перемены все равно нужны». Кто бы спорил. Только взгляды сторон на эти перемены полярны. «Эксперимент надо проводить разумно, -- замечает режиссер Александр Белинский. -- Лишиться своего театрального дома -- это ужас. Оставлять артиста без отпускных и без оплаты больничного -- это преступление». «Нам говорят: все справедливо! Сколько заработал -- столько получил. Но это справедливость волчьего капитализма, до возникновения таких понятий, как права человека и охрана труда. Отношение, немыслимое в современном демократическом обществе. Несправедливо и цинично относиться к актеру, не занятому в спектакле, как к тунеядцу. Любому человеку театра известно, сколь сложна актерская судьба: замечательные актеры иногда вынуждены годами оставаться без ролей. И это не свидетельство их профессиональной несостоятельности. Лишать их в этот момент куска хлеба означает подписать смертный приговор», -- сказано в открытом письме артистов Петербурга.
«Давно понятно, что дирекция «Балтдома» мечтает отделаться от театра, чтобы заниматься только своим фестивальным центром, -- считает председатель СТД Петербурга Андрей Толубеев. -- Сейчас, вероятно, в этом театре не самый сильный коллектив, но ведь во все времена, если в театре становилось плохо, меняли художественных руководителей и режиссеров. А тут труппу выгнали! Нужно сперва менять социальную среду, а потом уже браться за культуру, за театр. Питерские чиновники, похоже, сильно захотели продемонстрировать энтузиазм, создать видимость бурной деятельности. И получилась глупость».
Наталья ШКУРЕНОК, Санкт-Петербург