Сегодня будет объявлен состав нового грузинского правительства. Официально так и не озвучено, почему президент Михаил Саакашвили решил заменить 43-летнего Зураба Ногаидели 36-летним бывшим главой наблюдательного совета Банка Грузии Владимиром Гургенидзе. Возможно, причина в том, что в апреле Зурабу Ногаидели (он возглавил правительство в феврале 2005 года после гибели премьера Зураба Жвания) врачи знаменитой американской кливлендской клиники заменили сердечный клапан титановым трансплантатом. В Грузии наиболее популярна версия о том, что из-за состояния здоровья премьер в последние дни не справлялся с напряженным ритмом работы.
Но есть и другое объяснение: считается, что новый премьер Гургенидзе сможет лучше проводить социальную политику, что важно накануне выборов. Среди сторонников
грузинской оппозиции, вышедших на улицы в начале ноября, было очень много недовольных условиями жизни. Не исключено, что смена премьера -- это уступка, так как правительство было непопулярным. Тем более что именно Зураб Ногаидели по поручению президента контролировал исполнение декрета о чрезвычайном положении, которое просуществовало в Грузии с 7 по 16 ноября. Об отставке Ногаидели было объявлено спустя считанные часы после отмены режима ЧП.
Гургенидзе в прошлом в течение шести лет проработал в различных финансовых структурах Великобритании и, по данным грузинских СМИ, имеет также британское гражданство. Минувшие выходные он провел вместе с президентом, уточняя состав правительства. Тбилисская газета «Резонанси» утверждает, что в кабинете -- а это четыре госминистра и 13 министров -- появятся новые лица. По данным издания, возможно, расстанутся с портфелями министры образования и иностранных дел Александр Ломая и Гела Бежуашвили. Первый якобы был излишне резок в оценке действий оппозиции, второй не обеспечил «международного прикрытия»: Запад резко раскритиковал власти Грузии за жестокий разгон митингов 7 ноября и закрытие телекомпании «Имеди».
Источники "Времени новостей" во властных структурах Грузии сходятся в том, что
Михаил Саакашвили, который сам до 22 ноября должен выйти в отставку, чтобы досрочные президентские выборы состоялись 5 января, на этом этапе не «сдаст» силовиков, на которых привык опираться. Чтобы снизить нервозность общества, вызванную тотальным прослушиванием телефонных переговоров -- а что ни день обывателю через СМИ предлагаются аудиозаписи политиков от оппозиции и даже журналистов «Имеди», --
президент Саакашвили заявил: «Честным
людям ничего не
угрожает».
Михаил Саакашвили предложил сформировать комиссию, которая разберется, как выбираются «объекты» прослушивания, кто и на каком основании этим занимается: «Общество должно убедиться, что обычным людям, которые не нарушают закон, не будет создано никаких проблем». О том, что от прослушивания не застрахован никто, и о синдроме страха, рожденном этим, говорят в эти дни все грузинские СМИ и рядовые граждане. Появилась аудиозапись разговора, где абонент, голос которого похож на голос министра МВД Иванэ Мерабишвили, просит коллегу из соседней республики помочь (во время разгона демонстраций протеста) слезоточивым газом, резиновыми пулями и щитами для спецназовцев.
Сначала, напомним, были обнародованы записи разговоров представителей оппозиции с сотрудниками российского посольства, которых Грузия назвала шпионами. Троих дипломатов Грузия уже выслала. Среди них советник-посланник Иван Волынкин, которого на днях принял в Москве, чтобы поблагодарить за работу, глава МИД России Сергей Лавров. Министр высоко оценил деятельность сотрудников посольства в Тбилиси, «честно и мужественно выполняющих профессиональный долг в условиях непрекращающихся провокаций».
На днях правоохранительные органы Грузии опубликовали переговоры
бизнесмена Бадри Патаркацишвили с сотрудником финансируемой им «Имеди» и разговоры между собой журналистов этой запрещенной ныне телекомпании. В основном разговоры посвящены обсуждению чрезвычайного режима и прошедших демонстраций. Патаркацишвили рассказывает, что направляет в Тбилиси своего
помощника Анатолия Моткина -- по версии грузинских властей, «пиар-технолога». Следственные органы также располагают SMS-сообщениями, которыми обменивались директор общественно-политических программ телекомпании Георгий Таргамадзе и Бадри Патаркацишвили.
В самой телекомпании, которая сейчас через суд пытается вернуться в эфир, уверяют, что ничего порочащего в тех переговорах и в самой деятельности «Имеди» не было. Однако, не называя фамилии Патаркацишвили, но намекая на него, Михаил Саакашвили заявил: «В Грузии у зла есть одно имя и лицо. Это лицо известно всем. Но хочу ему сказать -- потратишь миллиарды, ничего не получится, попытаешься обмануть людей -- ничего не получится». В ответ оппозиционный депутат-республиканец Леван Бердзенишвили назвал самого президента «главным олицетворением зла» в стране.
Оппозиция настаивает на возобновлении вещания «Имеди», без которой будет крайне сложно готовиться к выборам. В понедельник начнет избирательную кампанию кандидат от оппозиции 43-летний Леван Гачечиладзе. Пожелавшие остаться неизвестными собеседники «Времени новостей» в объединенной оппозиции отметили: "Гачечиладзе может добиться победы еще и потому, что хорошо понимает, какими способами может работать Саакашвили". Несколько лет назад, когда Саакашвили баллотировался в парламент, Гачечиладзе был у него руководителем избирательного штаба, но позже их пути разошлись.