Время новостей
     N°215, 23 ноября 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  23.11.2007
Военная тайна
Россия получила письменный американский ответ по ПРО, но не раскрывает его содержания
Вчера стало известно о прибытии в Москву долгожданного ответа США на российские предложения по противоракетной обороне (ПРО). Официальный представитель МИД России Михаил Камынин сообщил, что в соответствии с достигнутыми в октябре на московской встрече в формате «два плюс два» договоренностями американская сторона поздно вечером в среду "наконец-то передала России письменные предложения по ПРО, мы их изучаем". Содержание документа пока не разглашается. На следующей неделе в Вашингтоне пройдет очередное заседание двусторонней рабочей группы по проблеме ПРО. К этому времени российская сторона должна познакомиться с документом и сделать предварительное заключение.

США намерены разместить радар в Чехии и десять противоракет в Польше в 2011--2012 годах. Президент России Владимир Путин на саммите «большой восьмерки» в Хайлигендамме в июне нынешнего года предложил США отказаться от этих планов и вместо сооружения новых дорогостоящих объектов совместно использовать арендуемую Россией у Азербайджана радиолокационную станцию (РЛС) системы предупреждения о ракетном нападении в Габале и строящуюся РЛС высокой заводской готовности в Армавире. Кроме того, Россия предлагает создать центры по обмену информацией по ПРО в Москве и Брюсселе.

Вряд ли российская сторона снимет завесу тайны с американского документа до предстоящего заседания совместной рабочей группы. Однако сами американцы не делают тайны из его содержания. Основные моменты стали достоянием общественности еще в середине октября, когда в Москве прошла российско-американская встреча в формате «два плюс два». Госсекретарь США Кондолиза Райс и глава Пентагона Роберт Гейтс предложили своим коллегам Сергею Лаврову и Анатолию Сердюкову, чтобы РЛС в Габале и Армавире стали дополнением создаваемой ПРО. Кроме того, американцы готовы допустить российских специалистов на объекты ПРО в Польше и Чехии.

Допуска к управлению системой российские специалисты не получат, они будут там всего лишь наблюдателями, да и то только с предварительного согласия местных властей. Однако Владимир Путин настаивал на «равном доступе к управлению» системой ПРО. Наконец ввод в строй системы из десяти противоракет в Польше может быть отсрочен американцами до тех пор, пока не станет ясно, что у Ирана есть баллистические ракеты, способные достичь Европы.

Обстоятельства подталкивают американцев к мелким уступкам. В пику администрации Джорджа Буша конгресс США урезает средства на национальную ПРО. Новые российские ракеты настолько маневренны, что им любая противоракетная оборона не страшна. К тому же Россия может разместить свои новые оперативно-тактические ракеты в европейской части страны, включая Калининград, и даже в Белоруссии.

Российские эксперты предполагают, что США могут частично допустить российских офицеров к управлению единой системой ПРО. Возможна также реанимация идеи ПРО ТВД (противоракетная оборона на театре военных действий, или тактическая ПРО) Россия--НАТО. При этом ПРО ТВД должна быть интегрирована в систему ПРО США для общей защиты от ракетных угроз. Чтобы подсластить старую «пилюлю», американцы могут положительно откликнуться на предложение России создать совместные центры раннего предупреждения о ракетном нападении в Москве и Брюсселе.

Тем не менее с военной точки зрения нынешние предложения США вряд ли окажутся оригинальными и будут содержать что-то принципиально новое. Ведь решение о создании национальной ПРО принято в Соединенных Штатах давно, маховик раскручен, повернуть его обратно вряд ли кто-то сможет. «Пока все идет, как по пословице: «Собака лает, а караван идет», -- сказал сразу после встречи «два плюс два» начальник российского Генштаба генерал армии Юрий Балуевский, имея в виду безуспешные усилия России переубедить американцев. «Если провести по карте прямую от Ирана до Польши и пролонгировать дальше, то мы «дотянемся» до Великобритании -- важнейшего союзника США», -- рассказал «Времени новостей» академик Валентин Белоконь, объясняя, почему именно это направление признано Западом стратегически ракетоопасным.

Если содержание письменного американского ответа ограничится косметическими поправками, это вряд ли удовлетворит российскую сторону. В Москве неоднократно подчеркивали, что считают российскую противоракетную систему не дополнением, а альтернативой ПРО США в Европе. Кроме того, в России по-прежнему убеждены, что радар в Чехии и противоракеты в Польше направлены на отслеживание и поражение не гипотетических иранских, а реальных российских баллистических ракет.

Будущее американской ПРО в Европе во многом зависит от политических раскладов в самих США. «С приближением выборов президента США в ноябре 2008 года нынешняя республиканская администрация спешит заложить хоть какую-то основу будущей американской политики», -- рассказал «Времени новостей» директор российских и азиатских программ Вашингтонского института мировой безопасности Николай Злобин. По его свидетельству, «в Америке сегодня все понимают, что с уходом из Белого Дома Джорджа Буша и его команды уйдет вся его внешняя политика. Поэтому они хотят заложить на будущее хоть какие-то краеугольные внешнеполитические камни. К этой категории относится и размещение элементов ПРО в Восточной Европе».

Позиция оппонентов тревожит президента Буша. «Уже сегодня конгрессмены-демократы встали в оппозицию к планам ПРО. Нетрудно представить их действия, если они займут Белый Дом. Они вообще могут закрыть эту тему. Поэтому республиканцы спешат до своего ухода максимально продвинуться в вопросе ПРО и хотя бы решить вопрос о сооружении радара в Чехии. А для этого они все-таки должны прийти к какому-то соглашению с Россией», -- считает г-н Злобин.

Что касается Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), то американцы наверняка пообещали России надавить на своих союзников по НАТО, прежде всего прибалтийские государства, чтобы те ратифицировали документ. На этом, собственно, и настаивала Москва. Весьма вероятно, что в предложении обещано смягчить так называемые фланговые ограничения, болезненные для России. «Ни одного танка на своей территории переместить не можем», -- сетуют российские военные. Параллельно будет обещана разработка в перспективе нового соглашения, которое придет на смену Договору о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ). Возможно, США возьмут на себя обязательство не заполнять войсками строящуюся военную базу в Болгарии, от которой до нашего Черноморского флота чуть более 200 км, что очень беспокоит Россию.

С предложениями США более-менее ясно. Однако как-то уходит на задний план непременное при торге -- а это стратегический торг -- второе условие: что потребуют взамен. А потребуют, видимо, многое. Например, ограничить число постоянных полетов российской стратегической авиации, передать российские ноу-хау изготовления ракетных двигателей, которые США сегодня закупают у России, а также противоракетные технологии.

Николай ПОРОСКОВ, Петр ИСКЕНДЕРОВ