|
|
N°18, 01 февраля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Чем вам не «Триумф»?
Названы лауреаты премии президента РФ
Список новых лауреатов премии президента Российской Федерации блестяще подтверждает версию о полном тождестве «государственных» и «независимых» наград (см. заметки о десятилетии премии «Триумф» -- «Время новостей», 29 января). Высокой награды удостоились актриса и режиссер Галина Волчек, дирижер Валерий Гергиев, писатель Михаил Жванецкий, архитектор Александр Кедринский, актриса Нонна (Ноябрина) Мордюкова, кинорежиссер Глеб Панфилов, пианист и дирижер Михаил Плетнев, драматург Виктор Розов, искусствовед Дмитрий Сарабьянов, прозаик Борис Стругацкий. Безусловно, все это люди достойные, харизматичные и уважаемые. (Иные так и заслуженно любимые.) Кто-то из лауреатов и сейчас на творческом подъеме, кто-то ценим за былые, но незабываемые удачи, которые позволяют надеяться на их новые творческие свершения.
Глеб Панфилов, например, именно в связи с награждением в интервью ИТАР-ТАСС «рассекретил» свой замысел: он намерен экранизировать роман Александра Солженицына «В круге первом», на что уже получил благословение автора. Славно будет, коли президентская премия поспоспешествует весьма масштабному, во всех отношениях сложному и, думается, дорогому проекту (Панфилов предполагает снять как кинокартину, так и телесериал). Да и Галина Волчек не только руководит театром «Современник», но и ставит спектакли. И конечно, любая новая роль Нонны Мордюковой станет событием.
Все было бы совсем восхитительно, кабы не привычная «загогулина». Подавляющее большинство новых лауреатов уже не раз привечены и отмечены. Всяко: премиями, орденами, почетными званиями, руководящими должностями (что в некоторых сферах искусства стоит особенно дорого, ибо позволяет реализовывать крупные художественные идеи). И не в том дело, что кому-то досталось слишком много пряников (считать чужие доходы глупо и постыдно), а в том, что вновь «за кадром» остаются сильные художники, без которых облик современной русской культуры (словесности, театра, архитектуры, музыки, визуальных искусств, гуманитарной мысли) выглядит, мягко говоря, неполным. А говоря не мягко -- оскорбительно искаженным.
Скажут, что премия президента и предназначается для «патриархов». Но, во-первых, прямо этого никто не говорит. (Чем вообще отличается премия президента от «Государыни», знают, вероятно, только в Кремле.) Во-вторых, как в таком случае должно понимать награждение этой премией, к примеру, маэстро Гергиева, не устающего изумлять мир своей всесторонней активностью? А в-третьих (и это всего важнее), у нас нет (или почти нет) институций, поощряющих художников за сегодняшние работы и тем самым стимулирующих их работы завтрашние. Думается, что и «бомжевание» выдающихся театральных режиссеров, объективно выпихивающее их из России (см. «Время новостей» от 25 января), и унылое состояние нашего кинематографа (см. «Время новостей» от 30 января), и многие иные «культурные несуразности» в какой-то мере связаны с нашими «премиальными канонами».
А лауреатов -- включая Александра Дольского, отмеченного премией имени Булата Окуджавы, -- мы все равно любим и поздравляем.
Андрей НЕМЗЕР