Время новостей
     N°18, 01 февраля 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  01.02.2002
Как это делается у них
Главное контрольное управление США

Главная задача ГКУ США -- выполнение поручений конгресса, в том числе в форме ревизий, проверок и оценок реализации федеральных программ и деятельности федеральных органов. ГКУ занимается контролем в сфере бухгалтерского учета, сельского хозяйства, обороны, окружающей среды, международных дел, межправительственных связей и т.д. ГКУ должно дать ответ на следующие вопросы.

-- Выполняются ли правительственные программы в соответствии с существующими законодательными актами, и достоверны ли данные, предоставляемые по этому поводу конгрессу?

-- Существуют ли возможности для предотвращения потерь и непроизводительных расходов госсредств?

-- Правильно ли расходуются госсредства, и аккуратно ли ведется учет расходов?

-- Достигают ли программы желательных результатов? Необходимы ли изменения в политике и практической деятельности правительства?

-- Возможно ли достижение цели программы с меньшими расходами?

Генеральный контролер США ежегодно направляет в конгресс открытый для общественности отчет о работе ГКУ. В составе ГКУ есть группа следователей, которые привлекаются для расследования дел, связанных с нарушениями гражданского и уголовного законодательства. Результаты таких расследований направляются в минюст и другие правоохранительные органы.

Федеральная счетная палата Германии

Верховный федеральный орган финансового контроля. Выдает рекомендации и консультирует контролируемые учреждения и парламент. Участвует в составлении госбюджета, принимает участие в переговорах между минфином и отраслевыми министерствами. Контролирует исполнение бюджета и эффективность экономического управления, причем результаты ревизий могут приводить к корректировке бюджета еще в текущем бюджетном году. Результаты ревизий доводятся СП до компетентных инстанций, а те обязаны в срок, определенный СП, изложить свое мнение по этому поводу. Однако Федеральная счетная палата не имеет исполнительной власти и обязана убеждать лишь силой своих аргументов.

Счетная палата Франции

Орган независим по отношению к правительству и парламенту. Главной функцией согласно конституции 1958 г. является оказание помощи правительству и парламенту по выполнению финансового законодательства. СП осуществляет контроль за счетами и управлением финансами государства. Имеет право тайно контролировать счета и ведение дел в государственных и частных учреждениях и предприятиях, получающих финансовую помощь от государства или общенациональных государственных учреждений и предприятий. Счетная палата не вмешивается в текущие финансовые операции (контролем над ними занимается министерство финансов), а проверяет лишь завершенные финансовые операции.

Перед Счетной палатой несут личную ответственность государственные бухгалтеры (особая категория госслужащих, в обязанности которых входит взимание государственных поступлений, осуществление контрольной деятельности и выполнение платежей по государственным расходам). Если госбухгалтеры замечены в нарушениях, они несут личную финансовую ответственность. В отношении других госслужащих Счетная палата действует с санкции генерального прокурора и может передать их дела в Палату бюджетно-финансовой дисциплины, которая имеет право приговорить их к штрафу. Во Франции действуют также региональные Счетные палаты, занимающиеся контролем счетов местных администраций и госучреждений.

Национальное аудиторское управление Великобритании

Орган, действующий при генеральном аудиторе. Задача НАУ -- контроль над финансовой деятельностью центральных органов исполнительной власти: министерств и ведомств, других общенациональных государственных учреждений. НАУ полностью независимо от правительства и подотчетно парламенту, которому регулярно докладывает о результатах своих проверок.
Увод денег? Определимся с содержанием

Начальник департамента валютного контроля Министерства финансов Юрий ЧИХАНЧИН, назначенный первым заместителем председателя комитета по финансовому контролю, ответил на вопросы корреспондента газеты «Время новостей».

-- Каковы наиболее распространенные способы увода денег за границу?

-- Сначала необходимо определиться с правовым и экономическим содержанием термина «увод денег». Существует нелегитимный отток капитала из страны в результате использования так называемых «серых» схем, то есть с нарушением валютного законодательства. А с другой стороны, есть просто экспорт капитала. Если под термином «увод» понимать нелегитимный отток капитала, то хорошей ширмой служат всякого рода сделки, предметом которых являются работы или услуги. Другим распространенным способом можно назвать использование во внешнеторговой деятельности разницы цен на экспорт/импорт, в том числе при вывозе товаров и сырья по заниженным ценам и ввозе товаров по завышенным ценам.

-- Имеются ли прорехи в нынешнем действующем валютном законодательстве?

-- Действующий закон «О валютном регулировании и валютном контроле» имеет рамочный характер и построен на отсылочных нормах. Это позволяет Банку России как основному органу валютного регулирования осуществлять это регулирование своими нормативными актами. Учитывая провозглашенный курс на либерализацию валютного законодательства в 2001 г., ЦБ разрешил прямые инвестиции в размере 10 млн долларов в страны СНГ без своей санкции. Привлечение и погашение резидентами финансовых кредитов и займов от нерезидентов на срок свыше 180 дней с 2001 г. осуществляются в уведомительном порядке и не требуют разрешения ЦБ. Установлен порядок открытия счетов резидентами -- физическими лицами счетов в банках-нерезидентах за рубежом, который осуществляется также в уведомительном порядке.

Таким образом, следует учитывать осуществляемые мероприятия по либерализации валютного законодательства. Надо иметь в виду и нелегитимные способы увода капитала -- те, о которых я уже говорил (работы и услуги, а также ценовая разница экспорта/импорта).

-- Целесообразно ли было упразднение отдельной службы по валютному и экспортному контролю?

-- Это было решение президента. После упразднения службы по валютному и экспортному контролю (ВЭК) Минфин получил права и функции по организации и проведению валютного контроля и ведению единой информационной системы валютного контроля, а территориальные органы упраздненного ВЭК были присоединены к Минфину. Это имело определенные положительные стороны. Поскольку наша цель -- обеспечение единства финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики, а также координация деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти, то передача части функций ВЭК Минфину позволяет министерству наиболее полно осуществлять поставленные перед ним задачи.
беседовала Анна ФЕОФИЛАКТОВА

Анна ФЕОФИЛАКТОВА