Комиссар ЕС по энергетике
Андрис Пиебалгс вчера заявил о готовности Ашхабада
поставлять газ в Европу в обход России. Он сообщил, что президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов «позитивно отнесся к идее продавать газ в Европу напрямую». Правда, еврокомиссар признал, что пока нет реальных предложений о строительстве новых газопроводов, по которым туркменский газ мог бы попасть в Европу, минуя Россию. «Мы все еще находимся на стадии изучения имеющихся вариантов. Нам необходимо проанализировать все возможности и посмотреть обоюдные привилегии и преимущества», -- сообщил он. Понятно, что обойти российскую территорию и попасть в Европу туркменский газ может только по дну Каспия в Азербайджан и далее через Грузию с Турцией. Тем более что газопровод Баку--Тбилиси--Эрзерум уже построен и имеет запас свободной мощности не только под азербайджанский газ.
«Туркмения на данном этапе принимает поистине исторические меры, и сегодняшняя политическая открытость Ашхабада принесет в будущем процветание стране», -- цитирует ИТАР-ТАСС заявление г-на Пиебалгса после встречи с президентом Бердымухамедовым. По словам члена Еврокомиссии, у Туркмении и ЕС единые интересы: обеспечить эффективное и безопасное развитие туркменских энергоресурсов и их выход на европейский рынок. «В конечном счете ЕС станет главным потребителем туркменского газа, -- пообещал он. -- ЕС может предложить конкурентные цены на газ». Позднее, выступая на нефтегазовой конференции, г-н Пиебалгс даже сказал, что «Европа уже готова предложить Туркменистану закупки по конкретным ценам», правда, не назвал их.
Воодушевления гостю из Брюсселя придал прием у президента Туркменистана, который хотя и лично пригласил г-на Пиебалгса в Ашхабад, но лишь на конференцию -- первоначально, по сообщению государственного информационного агентства (TDH) страны, встречаться с ним г-н Бердымухамедов не планировал. Вечером в среду, в день приезда еврокомиссара, TDH опровергло собственные данные, но об итогах переговоров ашхабадский официоз ничего не сообщил.
Дипломатическую поддержку миссии Андриса Пиебалгса в Ашхабаде оказывал министр энергетики США Сэмуэл Бодман. Он говорил о необходимости экспансии американских компаний в сферу добычи туркменских углеводородов. «Большое беспокойство доставляет недостаток мощностей для экспорта нефти и газа. Компаниям, которые будут разрабатывать туркменские резервы, обеспечивать рост добычи, необходима уверенность в том, что у них будет коммерчески выгодная возможность транспортировать углеводороды на экспорт, -- сказал американский министр, как будто участие опекаемых Вашингтоном корпораций в добыче на туркменской территории дело решенное. -- Ясно, что Туркмении понадобятся новые экспортные маршруты. И то, что президент страны заявил о намерении учитывать все возможности, добрая весть». И тут же добавил: «Это не представляет угрозы для России, которая работает в совершенно прекрасном и рациональном бизнесе».