Недавно сразу несколько российских банков объявили о повышении процентных ставок по срочным вкладам. Примечательно, что
на протяжении последних лет мы наблюдали обратный процесс: ставки снижались вслед за главным индикатором -- ставкой рефинансирования ЦБ. И каждый раз ее снижение связывалось со снижением инфляции. Последний раз ЦБ снизил ставку рефинансирования до уровня 10,5%, дав, таким образом, сигнал всей банковской системе. В результате большинство банков снизили ставки на полтора-два процента.
Чем же вызвана теперешняя щедрость банков? Разговорами о вышедшей из-под контроля инфляции, обесценивающей деньги вкладчиков? Возможно, однако банки не благотворительные организации и, скорее всего, просто решили позаботиться о себе. Дело в том, что ипотечный кризис в США и банковский кризис в Европе не мог не затронуть и нашу банковскую систему. Конечно, речь не идет о том, что у нас может начаться повальный невозврат долгов и наши банки начнут лопаться один за другим, а ценные бумаги, выпущенные под обеспечение ипотечных кредитов, обесценятся.
Зато у наших банков есть своя «ахиллесова пята» -- невысокая капитализация. Проще говоря, у них слишком мало собственных денег, чтобы обеспечить и свои кредитные линии, нарастающие с каждым днем, и свои обязательства. До какого-то момента российские банки, как и банки других стран с развивающейся экономикой, могли брать на Западе практически любые кредиты. И система эта действовала безупречно: получая кредиты под невысокие проценты, банки пускали их в оборот, ссужали предприятиям и физическим лицам под процент повыше. С началом кризиса западные банки сами начали испытывать недостаток ликвидности. И хотя центробанки европейских стран и ФРС США стали их финансировать, лишних денег оказалось слишком мало. В связи с этим многие российские банки не только не могут получить кредиты, но и не надеются продать на Западе долговые обязательства (евробонды, например) и акции, в связи с чем даже отложили свои IPO.
Вот потому банки и решили прибегнуть к такому вечному ресурсу, как средства населения. А поскольку их не хватает, то они стали дороже. Отсюда и щедрость. Надо сказать, что и сейчас народных денег в российских банках немало. По состоянию на 1 июля 2007 года на долю вкладов населения приходится 25,9% пассивов банковской системы, что почти равняется лежащим в банках средствам юридических лиц (29,3%). Если говорить в абсолютных цифрах, то вклады физических лиц на рублевых и валютных счетах в российских банках 1 июля 2007 года составили почти 4,5 трлн руб. Больше чем в стабфонде!
Есть, правда, одна существенная деталь -- 53,2% в общем объеме сбережений физических лиц находится в Сбербанке, которому, согласно опросам, доверяет большинство россиян. Поэтому даже на фоне пертурбаций в банковской сфере Сбербанк не испытывает проблем с ликвидностью и выдачей кредитов. Не секрет, что конкуренция на банковском рынке России за деньги вкладчиков идет не один год. И нередко именно привлекательными ставками банки пытаются переманить вкладчиков друг у друга. Впрочем, как показывают опросы, «эпоха пирамид» научила наших граждан правильно соотносить обещания банков и гарантии их надежности.
В целом хотелось бы, чтобы это осеннее повышение ставок привело не к перетоку того контингента, который уже хранит деньги на депозитах, из одного банка в другой, а, как говорит министр финансов Алексей Кудрин, побудило бы тех, кто еще хранит деньги «под матрасом», подумать об открытии рублевого банковского счета.
(*) Проект Министерства финансов РФ.