|
|
N°18, 01 февраля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Лучшие роли -- второго плана
«Властелин колец» скоро выходит в московский прокат
Рецензию на «Братство кольца» должен писать не критик, а статистик. Трилогию «Властелин колец» снимали три года (вторая и третья серии уже готовы и ждут своего часа). Триста миллионов долларов -- такова стоимость проекта. Три часа продолжается фильм. Сборы в мировом прокате превысили полмиллиарда долларов. В сцене битв между орками и людьми специальная компьютерная программа смоделировала около 20 тысяч автономных персонажей, каждый из них -- со своей «точкой зрения» и стилем ведения боя. Для съемок сцен с участием хоббитов потребовалось свыше 1600 пар острых ушек и волосатых ног: ежедневно после съемок латексные протезы уничтожались, чтобы не дай бог поклонники не растащили на сувениры. Из ста рецензий в ведущих американских изданиях лишь пять оказались неблагоприятными, а по опросу пользователей Интернета «Братство кольца» занимает первое место в списке самых любимых фильмов всех времен и народов.
Инерция грандиозного проекта настолько велика, что противостоять ей невозможно, да и не хочется. Новозеландский режиссер Питер Джексон, начинавший с дешевых комедийных ужастиков, весьма вольно обошелся с уютной прозой английского филолога Джона Роналда Руэла Толкиена и создал мир, в котором ужас -- равно как и все прочие чувства -- настоящий, с большой буквы. Кадры, в которых кольцо всевластья липнет и льнет к руке владельца, а добродушный хоббит Бильбо (Йен Холм) под влиянием все того же кольца на мгновение превращается в исчадие ада, уже посмотрели с замиранием сердца десятки миллионов людей, а посмотрят еще сотни. Первой серией «Властелина колец» восхищаются и фанаты Толкиена, которые мастерят кольчуги из подручных средств и сражаются в подмосковных лесах на деревянных мечах, и адепты чистого кинематографического наслаждения, которое опус Джексона доставляет в избытке.
А теперь о грустном. Хотя «Властелин колец» и можно считать эталоном кинематографического мастерства, он никогда не станет фильмом-легендой -- как «Крестный отец» или «Звездные войны». Даже на «Оскаров», кроме разве что второстепенных, ему рассчитывать не приходится. При всех неисчислимых достоинствах у картины ровно два недостатка, оба неустранимых и фатальных. Первый -- у фильма нет сюжета. Законченной историей с кульминацией и развязкой обладает лишь трилогия в целом, но не отдельные ее части. Смотреть же три часа за тем, как группа героев бродит с места на место, время от времени сражаясь со злыми орками, не то что бы скучно (великолепные аттракционы Джексона заскучать не дают), но душу не греет. И восхитительное волнение в груди, вызванное безупречным прологом, к финалу не возрастает, а развеивается, как туман над Мглистыми горами.
И второй недостаток -- у фильма нет героя. Успех книги справедливо объясняли тем, что Толкиен не только измыслил иерархию сказочных существ -- волшебников, злодеев и чудовищ, но и придумал низкорослый народец юрких и забавных хоббитов, которые с легкостью необыкновенной перескакивают с одной иерархической ступеньки на другую, оживляя и «очеловечивая» тяжеловесную и холодноватую конструкцию. В картине все наоборот: зануда Фродо (Элайджа Вуд) с вечно выпученными печальными глазами и приоткрытым ртом оказывается на втором плане, а второстепенные персонажи спасают картину. Но и этот недостаток был предопределен: любой молодой актер потерялся бы рядом с мудростью сэра Йена Маккеллена (Гэндальф), темпераментом Шона Бина (Боромир) и Вигго Мортенсена (Арагорн), опытом Йена Холма (Бильбо), мрачным величием Кристофера Ли (Саруман) и идеальной красотой Лив Тайлер (Арвин) и Кейт Бланшетт (Галадриэль). Ради них и стоит смотреть фильм.
Алексей МЕДВЕДЕВ