Вчера последний эшелон из 34 вагонов и платформ с российским военным имуществом бывшей 12-й российской военной базы в аджарском городе Батуми пересек границу Грузии и Армении, прошел таможенную процедуру и направился на 102-ю базу в городе Гюмри. Таким образом, вывод боевой техники, вооружения и запасов российских войск из Грузии завершен досрочно -- по плану это должно было произойти в течение 2008 года. Грузинская сторона подтвердила, что претензий по передаче базы не имеет. В Грузии российских войск больше нет. Остаются лишь миротворцы в Абхазии и Южной Осетии.
Как вывод российских войск из Грузии изменит ситуацию в регионе? Поскольку этот вывод войск напрямую увязывался с ратификацией Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), будут ли Западом предприняты хоть какие-то шаги в этом направлении? На эти вопросы обозревателя «Времени новостей» Николая ПОРОСКОВА ответили известные российские военные эксперты."Казармы освободились для войск НАТО"Анатолий ЦЫГАНОК, руководитель Центра военного прогнозирования:-- В Грузии освободились казармы для войск НАТО. Скорее всего это будут подразделения Турции, поскольку эта страна имеет сегодня огромное влияние на грузинское руководство. Все офицеры грузинских внутренних войск обучаются в турецко-грузинском военном колледже под руководством турецких офицеров. На каждом выпуске обязательно присутствует посол Грузии в Турции. Грузинским офицерам, которые обучались еще в Советском Союзе и затем в России, Михаил Саакашвили не доверяет и всячески «задвигает» их. Вообще в Грузии очень резко усиливается роль вооруженных сил. Причем готовится армия скорее к проведению не войсковых, а полицейских операций.
Значительно усложнится пребывание российских миротворцев в Закавказье. Россия настороженно относится к неоднозначным событиям в Грузии, и, видимо, неслучайно в Северо-Кавказском военном округе сейчас проводятся крупномасштабные учения «Кавказский рубеж-2007». Привлечены практически все войска округа, управление 4-й армии ВВС и ПВО, более сотни боевых машин, армейская авиация. По непроверенным пока данным, Черноморский флот впервые вывел свои корабли в акваторию. Все это делается на случай, если г-н Саакашвили решит нанести удар по Абхазии и Южной Осетии, в том числе, естественно, и по нашим миротворцам.
Вывод российских баз из Грузии вряд ли подвигнет Запад к ратификации ДОВСЕ -- они придумают другие причины, чтобы не делать этого.
"Наши базы в Грузии большого военного значения не имели"Александр ШАРАВИН, директор Института политического и военного анализа:-- Очень надеюсь, что вывод наших войск из Грузии будет хоть как-то связан с положительным решением о ратификации ДОВСЕ. В противном случае России вообще не следовало делать таких поспешных шагов, как ликвидация своих баз. Думаю, что есть предварительные договоренности об этом -- Россия скрупулезно выполняет все, что она обещала по Грузии.
Понятно, что наши базы в Грузии большого военного значения не имели, разве что политическое. В том регионе остается проблема Абхазии и Южной Осетии. Но думаю, Россия может найти здесь компромиссное решение, для этого есть все предпосылки. Например, раздел Абхазии. Думаю, что к такому варианту могут примкнуть серьезные политики в Грузии. С некоторыми из них я говорил. Суть раздела -- восточная часть Абхазии отходит к Грузии, там селятся грузинские беженцы, им надо же где-то жить. Этот вариант приемлем для всех, даже для грузинских радикалов, которые не способны сегодня ни на какие мирные переговоры. И абхазы к этому готовы. Что касается НАТО, то альянс вряд ли будет предпринимать усилия, чтобы своими солдатами заполнить российские казармы. Им это просто не нужно.
"Мы выполняем и даже перевыполняем все обязательства"Махмут ГАРЕЕВ, президент Академии военных наук, генерал армии:-- Запад предъявляет России претензии не только по Грузии, но и по Приднестровью, другим регионам, поэтому нынешний вывод баз не заставит ратифицировать и выполнять ДОВСЕ. Никакой гарантии нет.
Единственное, что можно взять во внимание, -- этот акт России показывает мировому сообществу, в том числе и Грузии, что мы последовательно выполняем и даже перевыполняем все свои обязательства. Но чтобы был прогресс, нужны встречные шаги другой стороны.