Вчера в российском порту «Кавказ» начала работу российско-украинская рабочая группа
по преодолению последствий крупнейшего за всю историю шторма в Азово-Черноморском бассейне, созданная по решению премьер-министров двух стран Виктора Зубкова и Виктора Януковича. А президент Украины
Виктор Ющенко, находясь с визитом в Израиле, выступил за заключение нового договора с Россией об использовании Керченского пролива, чтобы стороны могли лучше предупреждать стихийные бедствия.
Наиболее тяжелая ситуация сложилась в Керченском проливе, соединяющем Черное и Азовское море, и отделяющем украинский Крым от российской Кубани. Кораблекрушения и разлив нефтепродуктов поставили акваторию пролива и его берега на грань экологической катастрофы.
Впрочем, ничего принципиально нового комиссия пока не предложила. Все, что возможно делать на данный момент в проливе, на его берегах и на прилегающих морских акваториях, уже делается. В порту «Кавказ» работает оперативный штаб, координирующий действия всех служб, занятых ликвидацией последствий стихийного бедствия.
Вчера в Киеве украинский премьер-министр Виктор Янукович пояснил журналистам, что члены российско-украинской рабочей группы кроме решения сиюминутных задач должны заняться подготовкой предложений по усовершенствованию системы реагирования на чрезвычайные ситуации в Керченском проливе. По мнению г-на Януковича, рабочая группа также должна будет заняться разработкой новых правил судоходного режима в проливе с учетом действующей международной практики, в частности правил прохождения судами пролива Босфор, где уже давно запрещено движение танкеров, не имеющих второго защитного корпуса: все танкеры и сухогрузы, потерпевшие крушение 11 ноября в Керченском проливе, были устаревших типов.
Кстати, еще раньше г-н Янукович высказывался по поводу того, что Украина, возможно, предъявит России финансовые претензии в связи с инцидентами в Керченском проливе. Окончательное решение по этому вопросу власти Украины будут принимать после завершения изучения экспертами всех обстоятельств аварий, заявил украинский премьер.
По сводкам оперативного штаба в порту «Кавказ», в Керченском проливе вчера работали пять буксиров, которые устанавливали боновые заграждения, два катера Федеральной пограничной службы, нефтемусоросборщик НМС-76 «Светломор-3» и один спасательный катер. Накануне в район прибыли 22 водолаза. В течение суток к проливу было доставлено 19,75 тонны сорбента для сбора мазута с поверхности воды. Всего на вчерашний день очищено 16 км побережья, при этом собрано 3248 тонн грунта, загрязненного мазутом. Его перевезли на специально оборудованную площадку у станицы Сенная Темрюкского района. Вчера число людей, убирающих мазут с пляжей, увеличилось вдвое и достигло 2 тыс. -- приехали студенты вузов Краснодарского края, которые, как уверяют местные власти, добровольно решили помочь спасателям.
В среду на загрязненных берегах появились люди, которые пытаются отмыть птиц от нефтепродуктов. Получается это у них плохо, потому что у горстки энтузиастов нет никаких соответствующих средств. Пернатые, рыба, дельфины продолжают погибать. По мнению руководителя Азово-Черноморского территориального управления «Росрыболовства» Николая Безиргани, экосистеме района наверняка нанесен огромный урон. Через место катастрофы проходит миграционный путь рыбы к уникальному нерестилищу, находящемуся в Керченском проливе. Теперь, как полагает г-н Безиргани, это нерестилище может быть полностью утеряно.
Основным источником загрязнения пролива стал танкер «Волгонефть-139», расколовшийся во время шторма на две части. Он перевозил 4770 тонн мазута. Около 2 тыс. тонн топлива вылилось в воду. Корма и нос судна были вынесены на мели. На вчерашний день из них удалось откачать 1040 тонн. Как говорили в штабе, если ничто и никто не помешает, к пятнице весь мазут, остававшийся на танкере, будет откачан. Во второй половине дня вчера кормовую часть танкера начали буксировать в порт «Кавказ». О возможных помехах вспоминали неслучайно: в среду перекачку мазута с аварийного танкера потребовали остановить представители Украины, но работы продолжились.
Тем временем экологи продолжают настаивать
на необходимости срочного строительства насыпной дамбы между российской косой Тузла и украинским островом Тузла. Через водное пространство между ними мазут продолжает перетекать в Азовское море. В штабе по ликвидации последствий стихийного бедствия решили дамбу не строить, а ограничиться перекрытием этого пространства боновыми заграждениями. Они уже поставлены, но комки мазута опускаются на дно и проходят с потоком под заграждениями.
Сейчас уже известно, что
на предложение построить дамбу, которое первым высказал заместитель руководителя «Росприроднадзора» Олег Митволь, крайне негативно отреагировала украинская сторона, расценившая это предложение как
попытку России возобновить территориальный конфликт 2003 года. Тогда кубанские строители начали наращивать косу Тузла, чтобы предотвратить размыв побережья Тамани.
В штабе в порту «Кавказ» говорят, что отношение украинских властей к проблеме, возможно, было бы другим, если бы мазут вынесло на их территорию. Но в большей степени пострадали российские берега и воды. Накануне район катастрофы на вертолете облетел председатель Верховной рады Республики Крым Анатолий Гриценко. В эфире государственной телерадиокомпании «Крым» он заявил, что ничего страшного на украинских территориях не увидел: «Птицы летают, жизнь продолжается...» Тем не менее известно, что правительство Украины уже выделило для пострадавших от стихийного бедствия 11 ноября 15 млн гривен (около 3 млн долл.). А Керченская межрайонная природоохранная прокуратура возбудила уголовное дело по факту загрязнения моря.