|
|
N°139, 04 октября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Геращенко своих не сдает
Центробанк считает необоснованными следственные меры в отношении Олега Можайскова
Банк России направил вчера жалобу на постановление старшего следователя по особо важным делам Главного следственного управления при ГУВД Москвы, санкционированное московским заместителем прокурора, об отстранении от должности зампреда Центробанка Олега Можайскова. Жалоба с требованием отменить постановление отправлена на имя заместителя генерального прокурора России Василия Колмогорова и подписана лично Виктором Геращенко, которого с г-ном Можайсковым связывают не только служебные отношения, но и многолетняя дружба. Как сообщил газете «Время новостей» высокопоставленный источник в ЦБ, никаких разбирательств по поводу «дела Можайскова» в Банке России не было, так как «история эта старая, и обсуждать тут нечего».
Представители следствия отказываются от официальных комментариев. Однако, как сообщил источник газете «Время новостей», Олег Можайсков хранил в банке «Восток-Запад» 60 тыс. долл., там же держала 30 тыс. долл. его знакомая по прежней работе в Международном московском банке Юлия Балашова. В начале 1999 года, когда «Восток-Запад» был признан банкротом, г-жа Балашова получила в суде исполнительный лист на 100 тыс. долл. (действуя по доверенности от Олега Можайскова) и предъявила его временному управляющему банка Николаю Ивину (сейчас он занимает пост заместителя начальника ОПЕРУ ГУ ЦБ по Москве).
По данным следователей, для переговоров вкладчики привлекли Дмитрия Тулина, в то время главу Внешторгбанка (ВТБ). В результате была достигнута договоренность о том, что «Восток-Запад» переуступит Внешторгбанку требования по форвардному контракту со Сбербанком, сделку оценили в 2,2 млн руб. (по тогдашнему курсу -- 100 тыс. долл.), которые выплатили вкладчице Балашовой в качестве компенсации. По мнению следствия, участники этой истории сознательно воспользовались своими служебным положением и связями, вернув себе деньги из обанкротившегося банка в ущерб другим вкладчикам. ВТБ же, как известно, выполнил все обязательства по валютным форвардам перед нерезидентами за счет денег Центробанка.
Сейчас следователи предъявили обвинение Олегу Можайскову и Николаю Ивину. Однако оба они пока не давали показаний, поскольку находятся на больничном листе. Выдвигать ли обвинение против Дмитрия Тулина, следствие еще не решило, так как он сейчас работает советником московского представительства ЕБРР и защищен международным иммунитетом.
В ЦБ считают, что постановление об отстранении от должности Олега Можайскова лишено всякого смысла и не соответствует требованиям уголовно-процессуального законодательства. Ведь требование г-на Можайскова к банку «Восток-Запад» было удовлетворено на основании исполнительного листа, следовательно, не может быть признано неправомерным, так как подтверждено судом. В жалобе отмечено, что обвинение Олегу Можайскову по состоянию на 2 октября в установленном законом порядке не предъявлялось, поэтому, собственно, г-н Можайсков и не может привести доказательства, опровергающие обвинение. При этом отстранение от должности, говорится в письме, возможно только при предъявлении обвинения.
Олег Можайсков был допрошен в качестве свидетеля лишь в октябре 1999 года (через год после возбуждения дела), т.е. продолжал работать в занимаемой должности после "совершения неправомерных действий" почти два года, и это не вызывало у органов следствия какой-либо озабоченности, отмечает ЦБ.
Говорят, однако, что тогда г-н Можайсков был отпущен прокуратурой после личной просьбы и ходатайства Виктора Геращенко. Правительство торговалось в то время с МВФ о предоставлении кредитов, и выносить сор из избы, как считал г-н Геращенко, было крайне неуместно. Сейчас, однако, на кредиты МВФ никто особо и не рассчитывает.
Из обращения Международного союза адвокатов к генеральному прокурору Российской Федерации Устинову В.В.
Международный союз (содружество) адвокатов, объединяющий свыше 20 тысяч адвокатов России и восемь стран СНГ, выражает обеспокоенность по поводу возникшей тенденции явочным порядком ввести усеченные формы выполнения важнейших процессуальных действий.
В последнее время имели место случаи, например, в отношении граждан Балашовой Ю.В. и Тулина Д.В., когда они были доставлены принудительным приводом без предварительного вызова к следователю, предусмотренного УПК.
Еще более опасным с точки зрения поддержания режима законности являются случаи заочного привлечения в качестве обвиняемого в отношении лиц, которые не скрываются от следствия и находятся на стационарном лечении.
Международный союз адвокатов обращает внимание на то, что подобные отдельные факты могут перерасти в обычную карательную практику, особенно в отсутствие надлежащего надзора со стороны органов прокуратуры.
Президент Международного союза адвокатов Г.А. Воскресенский
Николай МАЗУРИН, Виктор ПАУКОВ