|
|
N°18, 01 февраля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Минобороны оружие не отдает
В нынешнем году российская военная техника будет выставляться на 17 салонах
Россия определилась с тем, куда именно она будет активно «продвигать» свою военную технику в нынешнем году. Премьер Михаил Касьянов утвердил своим распоряжением №91-р «Перечень международных выставок, на которых разрешается организация российской экспозиции продукции военного назначения в 2002 году». Судя по перечню, «открывать Америку» для своего оружия Россия пока не планирует: в списке салонов фигурируют либо традиционные покупатели -- Индия, Китай, Греция, либо такие перспективные регионы, как Латинская Америка и Юго-Восточная Азия, на рынок которых российский ВПК прорывается уже не первый год, либо, наконец, просто престижные «выставочные площадки» мирового уровня вроде лондонского Фарнборо или парижского Евросатори. Новинкой сезона-2002 является разве что запланированный на сентябрь в Киеве международный салон «АвиаСвит -- XXI век». Впрочем, в этом и нет ничего удивительного, как-никак Владимир Путин объявил нынешний год Годом Украины. Кроме того, Москва и Киев приступили к осуществлению масштабной программы кооперации в области производства военной продукции. Зато разъяснения, данные в распоряжении №91-р к перечню, выглядят куда любопытнее, чем сам список выставок.
В ходе «путинской реформы ВТС» чуть больше года назад была создана принципиально новая государственная структура, курирующая деликатную область военного экспорта, -- Комитет по военно-техническому сотрудничеству (КВТС) с иностранными государствами. Комитет имел очень странный статус: с одной стороны, он вроде бы существовал при Министерстве обороны (его начальник Михаил Дмитриев одновременно является замминистра военного ведомства), с другой же, прямо ему не подчинялся. В действующей ныне в России иерархии ВТС комитет занимает почетное второе место: выше только сам Владимир Путин, ниже -- «Рособоронэкспорт» и прочие «субъекты военно-технического сотрудничества». По уверениям информированных источников газеты «Время новостей», невнятный статус КВТС объяснялся тем, что эта структура создавалась «на вырост»: в случае ее успешной деятельности было обещано «приподнять» ее до уровня самостоятельного федерального ведомства. Проект указа об этом был заготовлен еще в конце прошлого года, одновременно президентом должно было быть принято и решение о том, что КВТС получает полный контроль за участием российского оружия в зарубежных выставках. Причем, по словам самих сотрудников КВТС, подразумевалось, что при этом изменятся и условия финансирования выставочной деятельности: в отличие от прошлых лет, когда рекламу своей продукции за рубежом оплачивали сами предприятия оборонки, теперь эти расходы должны были быть включены в федеральный бюджет.
Судя по всему, именно на госфинансировании КВТС и «споткнулся». Подводя итоги ВТС в 2001 году, который был редкостно удачным -- российская оборонка наторговала на рекордные 4,4 млрд долларов, -- г-н Путин не поскупился на похвалы, пообещал «сформировать систему господдержки военного экспорта», но и только-то. КВТС пока не получил ни обещанной самостоятельности, ни бюджетных денег. По крайней мере, в подписанном г-ном Касьяновым распоряжении вновь фигурирует пункт о том, что «расходы, связанные с подготовкой и организацией российских экспозиций продукции военного назначения на международных выставках, производятся за счет средств заинтересованных организаций». И лишь в семи из 17 перечисленных в перечне салонов КВТС фигурирует в роли «координирующего органа», в остальных случаях эта роль возложена на российские оборонные агентства.
Источники газеты «Время новостей» из числа российских «спецэкспортеров» утверждают, что президент не подписал «вольную» КВТС в значительной степени «с подачи» министра обороны Сергея Иванова. Прежде чем полюбовно расстаться с «торговцами оружием», глава военного ведомства предложил им договориться о справедливом разделе доходов от экспорта. Еще в декабре прошлого года г-н Иванов публично высказал свое пожелание о том, что «четко оговоренная толика доходов России от торговли оружием должна идти на перевооружение собственных вооруженных сил». Правда, министр признал, что пока такого юридического механизма ему создать не удалось, однако же пообещал при это «пробить этот вопрос в течение первого полугодия 2002 года».
Юрий ГОЛОТЮК