Возбуждены первые уголовные дела по обстоятельствам трагедии в Керченском проливе
Вчера погодные условия в районе Керченского пролива наконец позволили начать полномасштабные работы
по ликвидации последствий стихийного бедствия, разразившегося здесь 11 ноября. В море вышли корабли спасателей и суда-нефтесборщики, в небе практически в течение всего дня постоянно находились вертолеты, а на берегу более тысячи человек и десятки машин собирали вынесенный прибоем мазут, мертвых птиц и рыбу.
Из-за сильнейшего шторма в минувшее воскресенье в проливе, соединяющем Черное и Азовское море, затонули четыре судна и еще около десяти теплоходов были серьезно повреждены. А всего в тот день в двух морях погибло пять судов и еще восемь были выброшены на мели и прибрежные скалы.
На затонувших и севших на мели плавсредствах (в числе оказавшихся на мелях кроме грузовых теплоходов значатся баржи, кран и буксир) находилось 58 человек. На вчерашний день все еще считались пропавшими без вести пять членов экипажа российского сухогруза «Нахичевань», ушедшего на дно в Керченском проливе, и 15 моряков с грузинского теплохода «Хачь Измаил», затонувшего у западного побережья Крыма. Вчера их продолжали искать. С «Нахичевани» спаслись только три человека, а с «Хачь Измаила» -- два. Тела еще трех моряков с «Нахичевани» нашли на берегу во вторник. Их уже опознали родственники.
Вчера в районе Керченского пролива параллельно проводились две операции -- поисковая и сбор нефтепродуктов, разлившихся из разрушенных и поврежденных штормом судов. Причем вторая для всех служб, задействованных в ликвидации последствий стихийного бедствия, явно была важнее: понятно, что шансов найти моряков живыми уже нет, а угроза экологической катастрофы нависла над регионом более чем серьезная.
Исполняющий обязанности начальника Южного регионально центра МЧС РФ Николай Литюк в среду высказал предположение, что тела некоторых пропавших без вести моряков могут находиться на затонувших судах. Он сообщил, что в российский порт «Кавказ», где разворачиваются все силы для работы в районе Керченского пролива, прибывают группы водолазов Госакваспаса и Южного регионального отряда МЧС. Они должны обследовать три затонувших в проливе сухогруза -- «Нахичевань», «Вольногорск» и «Ковель», а также разломившийся на две части танкер «Волгонефть-139», ставший главным источником загрязнения обширной акватории мазутом. Нос и корма танкера сейчас находятся на мелях в притопленном состоянии. Всего на нем было 4 тыс. 770 тонн мазута, и, по оценкам специалистов, уже не менее 2 тыс. тонн топлива попало в воду, вызвав массовую гибель птиц, рыбы, дельфинов. Что касается сухогрузов, то они перевозили в общей сложности около 7 тыс. тонн технической серы. По словам находящегося сейчас в порту «Кавказ» заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Олега Митволя, сера не представляет такой большой угрозы для моря и берегов, как мазут, но и ее оставлять в воде надолго нельзя.
Предполагается, что сухогрузы с серой будут подняты с помощью понтонов. Возможные схемы подъема судов сейчас разрабатываются специалистами Минтранса РФ. Вчера появилась информация, что всеми работами в проливе с российской стороны будет руководить комиссия во главе с министром транспорта РФ Игорем Левитиным. А накануне, во вторник, как уже писала газета "Время новостей", по поручению президента России в районе бедствия побывал премьер Виктор Зубков, который здесь же, в Анапе, встретился с премьер-министром Украины Виктором Януковичем. Результатом переговоров стало решение о создании российско-украинской рабочей группы по преодолению последствий стихийного бедствия в Азово-Черноморском бассейне. Местом расположения рабочей группы определен порт Керчь на территории Украины и порт «Кавказ» на территории России. Сопредседателями рабочей группы назначены заместитель министра транспорта России Борис Король и первый заместитель министра транспорта и связи Украины Владимир Корниенко. Первое заседание они должны провести, как указывалось в совместном заявлении премьеров, не позднее 15 ноября.
Вчера стало известно, что во вторник вечером завершилась перекачка мазута из поврежденного штормом танкера, оставшегося на плаву, -- «Волгонефть-123». Однако работы на разломившемся пополам танкере "Волгонефть -139" пришлось прекратить. Как сообщил корреспонденту «Времени новостей» Олег Митволь, в то время как российские экологи, высадившись на борт танкера «Волгонефть», стали перекачивать из него мазут в другой танкер, неожиданно появились два украинских инспектора и потребовали приостановить работы. «Они предъявили нашим специалистам бумагу на украинском языке и наотрез отказались перевести капитану ее содержание на русский. В результате танкер был отправлен обратно в порт «Кавказ». Данное обстоятельство вызывает серьезное беспокойство у экологов, поскольку мазут с «Волгонефти» продолжает вытекать в море», -- заявил г-н Митволь.
Между тем вчера судам-нефтесборщикам, как указывалось в сводке оперативного штаба в порту «Кавказ», удалось собрать с поверхности воды в проливе около 710 тонн нефтепродуктов. Однако, как пояснили «Времени новостей» специалисты, в данном случае речь шла не о чистом мазуте, а о воде, загрязненной мазутом, поэтому в реальности разлитого топлива собрано намного меньше. В сводке также указывалось, что на берегу спасатели и военнослужащие собрали 160 тонн мазута, но и здесь речь шла не о чистом мазуте, а о смеси мазута с грунтом. Вчера об объеме предстоящих работ в штабе говорили более реально: только на берегу надо будет собрать не менее 6 тыс. тонн грунта, загрязненного мазутом...
По распоряжению Виктора Зубкова число людей, занятых сбором комков мазута на берегу, будет увеличено до 2,5 тыс. Во вторник вечером по кубанскому телевидению выступил губернатор Краснодарского края Александр Ткачев, попросивший земляков помочь жителям Тамани в беде. Уже сегодня ожидается прибытие на берега Керченского пролива более тысячи студентов кубанских вузов, которых, как планировали в штабе, «бросят» на уборку косы Тузла.
Главной новостью вчерашнего дня можно считать решение не строить дамбу между российской косой Тузла и украинским островом Тузла. Во вторник чиновники говорили, что эта дамба едва ли не единственная возможность предотвратить переток разлившегося мазута в Азовское море. На ее срочном возведении настаивали специалисты «Росприроднадзора», в частности заместитель главы ведомства Олег Митволь. Но в штабе посчитали иначе. Руководитель Госморспасслужбы Минтранса РФ Анатолий Янчук вчера сообщил журналистам, что перекрыть грунтом водное пространство между островом и косой «вряд ли получится» из-за его большой ширины. По словам г-на Янчука, возможно применение «других технологий, схем перенаправления потоков, то есть подходящий мазут будет уходить вдоль берега и осаживаться где-то на берегу...».
Эти слова вызывают недоумение у экологов. Специалисты Краснодарского краевого департамента по природопользованию и защите окружающей среды полагают, что в штабе, видимо, теперь сделают все, чтобы уложиться в указанные Виктором Зубковым сроки окончания работ -- 40--45 дней. Но главная проблема в том, что значительная часть мазута уже на дне пролива: при низкой температуре этот нефтепродукт тонет. И всплывать он будет только тогда, когда вода станет теплее. Так что 40--45 днями дело точно не ограничится -- все, что произошло в проливе, еще аукнется Кубани и Крыму как раз накануне курортного сезона.
Со вторника в район бедствия начали доставлять специальные химические вещества-сорбенты, которые предполагается использовать для сбора мазута с поверхности воды. В порт «Кавказ» также были доставлены боновые заграждения, их уже установили вокруг носа и кормы развалившегося танкера.
Появились и первые уголовные дела. Вчера руководитель Южного следственного управления на транспорте прокуратуры РФ Александр Гречушкин сообщил, что расследование всех обстоятельств трагедии, произошедшей в Керченском проливе, продолжается, и в настоящее время возбуждены четыре уголовных дела, в том числе по фактам загрязнения окружающей среды, затопления судов и гибели членов экипажа теплохода «Нахичевань». Четвертое дело возбуждено в отношении конкретного должностного лица -- капитана порта «Кавказ» Андрея Иовлева. Подозревается, что накануне шторма и во время разгула стихии он допустил халатность в исполнении своих обязанностей. Наказание за это предусмотрено частью 1 статьи 293 УК РФ. Очевидно, сотрудники прокуратуры приняли во внимание показания капитанов судов и судовладельцев, заявивших, что 11 ноября, когда капитаны стали просить у портовых властей разрешения сняться с якоря и уйти в море, чтобы переждать шторм в безопасном месте, им ответили, что в порту нет свободных лоцманов, и попросили подождать. А потом было уже поздно...