Время новостей
     N°210, 16 ноября 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.11.2007
На коммерческие рельсы
Совету директоров РЖД могут дать право распоряжаться частью имущества компании
Среди трех отечественных монополистов самый послушный правительству -- ОАО "Российские железные дороги". Потом идет РАО "ЕЭС", которого скоро, менее чем через год, если реформа электроэнергетики не застопорится в самом конце, вообще не будет. А самый "непослушный" -- «Газпром», который давно перестал считаться с пожеланиями кабинета министров по отчетам, финансовым планам и инвестиционной программе. «Газпром» все утверждает себе сам. Зато РЖД настолько послушная монополия, что не проходит квартала, чтобы в Белом доме не было «дня железнодорожника».

Вчера правительство в очередной раз заслушивало доклад о ходе реформы железнодорожного транспорта, а также рассматривало инвестиционную программу и финансовый план компании на три года. Это новшество -- по словам экспертов, так далеко железнодорожники еще не заглядывали, причем с конкретными суммами. Премьер Виктор Зубков отметил, что нынешняя стадия реформы -- третий этап -- должна завершиться созданием полноценного конкурентного рынка железнодорожных перевозок. Чтобы и пассажирам было хорошо, и грузоперевозчикам. Он подчеркнул, что инвестиционная программа РЖД «объемна -- это 1 трлн 331 млрд руб.». И наказал скорректировать план развития железнодорожного транспорта, сделав упор на его безопасности. На что, по его словам, уйдет «четверть триллиона». Доступность и качество услуг премьер поставил на второе место после безопасности.

Долгие деньги, которые заложены в финансовых документах РЖД, должны дать отдачу в виде устойчивого роста грузооборота на 4% в год. При этом снижения тарифов программа, естественно, не обещает. Пока тарифные проектировки по годам распределяются так: на грузовые перевозки рост составит в 2008 году 11%, в 2009-м -- 9%, в 2010-м -- 8%, на пассажирские в 2008 году -- 14%, в 2009-м -- 13%, в 2010-м -- 12%.

По финансовому плану РЖД доходы ежегодно превышают расходы. К примеру, в 2007 году доходы составят 957 млрд руб., а расходы 895 млрд. Самую маленькую прибыль компания получит в 2010 году -- 26,6 млрд рублей.

Заимствования при этом предполагается наращивать -- со 162 млрд руб. в этом году до 380 млрд в 2010-м. Долг по отношению к выручке, таким образом, возрастет с 17 до 28%.

Что касается непрофильных активов РЖД, то они, как сказал первый заместитель министра транспорта Александр Мишарин, «практически все выведены в дочерние компании». А про объем этих активов говорить не стал: «Не знаю сколько».

Министр транспорта Игорь Левитин после одобрения финплана и инвестпрограммы правительством сделал довольно смелое заявление, что «государство может передать полномочия по распоряжению частью имущества РЖД совету директоров компании». Правда, это потребует изменения законодательства, в частности закона «О железнодорожном транспорте»,и случится (если все-таки случится) не раньше начала 2008 года. Как утверждает министр, это просто необходимо, чтобы облегчить процесс продажи и сдачи в аренду имущества РЖД.

Кроме того, премьер поручил г-ну Левитину ускорить строительство обходной железнодорожной ветки в районе станции Березники Пермского края (о чем просил президент Путин), подчеркнув: «Все действия надо активизировать».

Вера КУЗНЕЦОВА