|
|
N°18, 01 февраля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Загробная жизнь
Большие деньги крутятся и там
Скандальное дело о работниках «Скорой помощи» польского города Лодзь, которые вступили в сговор с фирмами ритуальных услуг, обещает стать весьма длительным. Связь медработников с похоронными бюро, которому они за солидное вознаграждение поставляли информацию об умерших пациентах, оказалась не только региональным явлением. Почти во всех крупных городах Польши проводятся следственные мероприятия. Опрошены уже сотни свидетелей, произведены первые аресты врачей и взяткодателей от ритуальных услуг. Обвинений в умышленном убийстве пока не предъявлено никому, но есть подозрения в умерщвлении фармакологическими средствами. Прокуратура намерена проанализировать причины смерти около пяти тысяч человек, для чего не исключена эксгумация похороненных пациентов лодзинской «Скорой». «Тут трудно говорить о преступлении, надо говорить о вырождении, отходе от всех принципов этики и человечности», -- так отреагировал президент Александр Квасьневский на первые сигналы о коррумпированных «людях в белых халатах». Окружной врачебный совет Лодзи выступил вчера с заявлением о том, что врачи, причастные к скандалу, «независимо от других санкций, в том числе уголовных, - будут пожизненно лишены права работать по своей профессии».
С первыми ростками капиталистических отношений рынок ритуальных услуг в Польше перешел в частные руки. Появившиеся как грибы после дождя похоронные бюро предлагали наперебой проводы в последний путь по высшему разряду. За доступ к телу покойного велась настоящая борьба. Случалось, что за одним новопреставленным приезжали катафалки от нескольких фирм и усопшего перекладывали из гроба в гроб. Там, где процветают рыночные отношения, информация становится товаром. Не случайно совладельцами похоронных бюро становились бывшие работники медучреждений, которые в свою очередь начали брать в аренду прозекторские. Поэтому, к примеру, в Варшаве, Кракове, Вроцлаве, Щецине, Гданьске и других городах две трети сигналов о покойных похоронные бюро получали от персонала больниц, где выписывались свидетельства о смерти. В Лодзи же 66% таких свидетельств (их здесь называли кожей) выдавали работники «Скорой», которые фактически и монополизировали торговлю трупами.
Подсчитано, что годовой оборот на рынке ритуальных услуг в Польше составляет полмиллиарда долларов, в схватку за которые вступило 2800 похоронных бюро. По осторожным подсчетам «Газеты выборчей», в «Скорую помощь» ежегодно попадал миллион долларов налом. Стоимость информации колеблется, но в среднем составляет 200 долларов. Похороны средней руки обходятся в полторы тысячи, так что фирма, получающая в год чистыми более 100 тысяч долларов, вполне может выделить пару сотен для поставщика информации. В Лодзи цена «кожи» дошла до 450 долларов.
Служба «Скорой помощи» и раньше не пользовалась в Польше хорошей репутацией и не раз оказывалась причиной судебных процессов. Последние события еще больше подкосили доверие к медработникам. Несмотря на призывы министров здравоохранения и юстиции не очернять огульно весь медперсонал, доходит до того, что машины «Скорой» освистывают и забрасывают камнями, а родственники не позволяют вызванным бригадам давать лекарства близким. Все это вместе взятое вызывает у правительства головную боль, что заставляет ускорить подготовку многих нормативных актов, регулирующих работу «Скорой помощи».
Денис ЗАЙЦЕВ, Варшава