|
|
N°18, 01 февраля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Профессия экономиста теряет престиж»
О реформах и кризисах корреспондент газеты «Время новостей» Андрей ЗЛОБИН побеседовал с профессором экономики крупнейшего университета Латинской Америки -- Национального автономного университета Мехико Исааком Минианом ЛАНИАДО.
-- Вам не кажется, что случившееся в Аргентине -- свидетельство кризиса всей экономической науки. Все умывают руки -- и «чудотворец» Доминго Кавалло, и МВФ, и нынешнее правительство сваливают вину друг на друга, а что делать, никто не знает. Куда девались архитекторы «экономических чудес»?
-- Профессия экономиста вообще теряет престиж, потому что создается много теорий, а события развиваются по-другому. Проблема глобализации очень сложна, и хотя есть общие механизмы, по которым организована мировая экономика, объяснять их все труднее. Слишком много задействовано лиц и интересов, их невозможно организовать даже внутри стран (частные капиталы движутся по своим желаниям, компании конкурируют между собой и т.п.), что уж говорить обо всем мире. И даже от таких великих держав, как, например, США, далеко не все зависит.
-- Если, как вы говорите, профессия экономиста теряет престиж, то почему в мире столь велик интерес к изучению экономики в университетах?
-- Напротив, приток студентов на факультеты экономики падает, спрос на экономистов в рыночной экономике резко сокращается, и эту тенденцию я наблюдаю и в Латинской Америке, и в США, и во Франции -- надеюсь, что это не напугает желающих изучать экономику молодых людей. Хотя сейчас больше изучают технику бизнеса, менеджмента, управления, а не чисто науку экономики. Период бума прошел.
-- Если вернуться к Аргентине, то является ли девальвация национальной валюты эффективным способом выхода из кризиса?
-- Подлинный путь к экономическому развитию лежит через рост производительности. Девальвация может быть временной мерой для решения определенных проблем, но не фундаментальным путем развития. Это монетарный путь, который может удешевить национальный продукт, но это удешевление в долгосрочной перспективе оказывается фальшивым, если не сопровождается устойчивым ростом производительности.
-- Реформаторы часто сталкиваются с тем, что общество не приемлет необходимых преобразований из-за их высокой социальной цены. Есть ли необходимость в ограничении некоторых свобод с целью доведения реформ до конца?
-- Ограничение свобод ради реформ -- неадекватный путь. Авторитарная манера реформирования означает переход к системе, где доступ к благам и благосостоянию открыт лишь тем, кто связан с властью. Экономическая свобода и свобода слова позволяют, чтобы неизбежная высокая цена за реформы более равномерно распределялась между всем населением. Свобода слова, кроме того, позволяет перевести социальный конфликт в русло прозрачного обсуждения, а не в русло социальных потрясений.
беседовал Андрей ЗЛОБИН