Мэрия Москвы готова кардинально поменять политику города в сфере регулирования рекламного бизнеса. Вчера на заседании городского правительства, где обсуждался проект программы развития рекламы, информации и оформления города на 2008--2010 годы, мэр Юрий Лужков заявил, что отныне «философия рекламы» в городе должна отвечать не столько экономическим интересам города,
сколько архитектурному и эстетическому облику столицы. Градоначальник призвал за два года «разгрузить центр Москвы от избытка рекламы», а ряд территорий и вовсе полностью очистить от всевозможных вывесок.
Судя по всему, зоны такого информационного вакуума могут появиться главным образом в историческом центре города. Ведь именно памятники истории и архитектуры, по мнению градоначальника, должны быть освобождены от глянцевых вывесок в первую очередь. Законодательную базу для подобного запрета городская мэрия начала готовить еще летом этого года. Напомним, что в июне чиновники инициировали обращение московских депутатов к своим коллегам в Госдуме с поправками в статью 40 федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ». Эти поправки, в частности, предполагают полный запрет на установку всех видов рекламных носителей на зданиях и сооружениях, представляющих культурную ценность, и в непосредственной близости от них. Городские парламентарии поддержали идею, правда, напомнив мэрии, что вина за захламление рекламой исторических зданий лежит в том числе и на мэрии, позволившей материальной выгоде стать выше культурных интересов города.
Вчера депутаты продолжили свою критику городского комитета по рекламе, новая программа которого наряду с оптимизацией числа рекламоносителей в центре предусматривает и создание особой, находящейся в госсобственности сети наружной рекламы. По мнению лидера фракции «Единой России» в Мосгордуме Андрея Метельского, такая сеть лишь увеличит число баннеров, а вместе с этим и количество раздраженных горожан. «Социальную информацию города нужно доносить через государственный заказ на уже имеющихся частных конструкциях», -- считает г-н Метельский.
Кроме того, депутаты настаивали на необходимости разработки городского закона, который бы регулировал условия размещения рекламных конструкций. То, что реклама прежде всего является частью художественного оформления города и должна вписываться, а не нарушать его архитектурный облик, считает, в частности, председатель комиссии по перспективному развитию и градостроительству Мосгордумы Михаил Москвин-Тарханов.
В свою очередь, представители рекламного бизнеса обратили внимание чиновников на то, что исполнительная власть в лице профильного комитета занимается несвойственными ей функциями. По словам президента национальной ассоциации наружной рекламы и информации Сергея Железняка, городской комитет рекламы пытается не только выполнять обязанности регулятора, а выступает еще и в качестве участника рынка. И это, естественно, вызывает «объективный конфликт интересов города и бизнеса».
Градоначальник согласился с тем, что «философия комитета по рекламе, информации и оформлению города, которая заключается в том, чтобы размещать как можно больше рекламы», несколько устарела. Однако урезать полномочия комитета по рекламе, информации и оформлению города и тем самым лишать чиновников соблазна мэр Лужков не стал. Тем более что в своей программе глава комитета Владимир Макаров обещал, что и при сокращении рекламных установок в центре удастся сохранить стабильный рост доходов от этой сферы городского хозяйства. Юрий Лужков предложил принять программу за основу, уточнив лишь свои пожелания по ее доработке: «Нам нужно не избыточное, а достаточное количество рекламы, которая должна быть ненавязчивой и не должна раздражать москвичей». Функцию же управления этой хозяйственной сферой, которая определяет облик города, по мнению г-на Лужкова, следует передать главному архитектору столицы. Кроме того, градоначальник заверил, что уже в начале 2008 года мэрия пропишет новые правила игры на рекламном рынке в городском законе о рекламе, который предложат московским депутатам.