|
|
N°18, 01 февраля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Добавленная стоимость и убавленная прибыль
Фискальные органы пытаются адаптировать налоговые новации к жизни
Казна получит в наступившем году на 200 млрд рублей меньше доходов от налога на прибыль, чем в прошлом. Как сообщил вчера первый замминистра по налогам и сборам Владимир Гусев, в 2001 г. планы по сбору этого налога были перевыполнены, и по собираемости он вышел на первое место, пополнив консолидированный бюджет на 514 млрд рублей. Однако в наступившем году общий объем поступлений от налога на прибыль, по расчетам МНС, не превысит 300 млрд. Причина -- в снижении с 35 до 24% ставки налога на прибыль согласно соответствующей главе Налогового кодекса, вступившей в действие с 1 января.
По расчетам чиновников МНС и Минфина, падения доходов избежать невозможно, даже несмотря на отмену всех льгот по налогу на прибыль. При этом г-н Гусев уверен, что собрать предусмотренные федеральным бюджетом 207,5 млрд рублей все же удастся.
О том, что снижение ставки налога на прибыль приведет к падению бюджетных доходов как минимум на 100 млрд рублей, правительственные эксперты говорили еще летом, во время обсуждения НК в Думе. Депутаты в свою очередь уверяли, что эти расчеты неверны, поскольку вследствие отмены льгот и снижения ставки расширится налогооблагаемая база. Кто был прав в этом теоретическом споре, выяснится лишь в конце нынешнего года.
Поскольку сборы по налогу на прибыль в этом году скорее всего упадут, на первое место вновь выйдет НДС, в прошлом году обеспечивший федеральному бюджету 477 млрд рублей дохода (в региональные бюджеты НДС с прошлого года не попадает вовсе). Причем фискальное ведомство вынашивает планы по увеличению собираемости этого налога. По словам Владимира Гусева, в этом году МНС предложит на рассмотрение правительства поправку в главу об НДС, предусматривающую переход к уплате этого налога по методу начисления. В случае одобрения кабинетом проект поступит в Думу. Но в силу новый порядок уплаты налога, по словам г-на Гусева, сможет вступить не ранее 2003 года.
Впрочем, и это -- весьма оптимистичный срок. Перевести предприятия на уплату НДС не по факту отгрузки товара, а по факту начисления налога с редким упорством пытались все правительства, начиная едва ли не с гайдаровских времен. И ничему, даже отмене льгот, депутаты всех созывов не сопротивлялись с большей яростью, мотивируя свою позицию тем, что требование платить налог до получения денег разорит большую часть предприятий.
Поскольку ситуация с взаиморасчетами между предприятиями за последние несколько лет улучшилась, возможно, теперь у правительства будет больше шансов быть услышанным. Скорее же всего введение нового порядка уплаты НДС будет увязано со снижением ставки налога (по аналогии с отменой льгот по налогу на прибыль). Глава думского бюджетного комитета Александр Жуков сообщил на днях о возможности рассмотрения уже во время весенней сессии поправок, предусматривающих снижение ставки НДС. По его мнению, она должна уменьшиться с 20 до 16--17%. Депутаты считают нужным понизить и максимальную ставку единого социального налога с 35,6 до 30%.
Учитывая решительный настрой парламентариев на снижение налоговой нагрузки (по мнению г-на Жукова, главной целью изменений в законодательстве должно стать общее сокращение налогового бремени примерно до 30% ВВП), ответственным за наполнение казны налоговикам (чьи взгляды на налоговую реформу давно никого не интересуют) остается изобретать все новые способы для увеличения собираемости понижаемых налогов. Имея при этом в виду замечание Александра Жукова, что у предложений, «ущемляющих права налогоплательщиков, очень мало шансов на прохождение» через Думу.
Наталья ОЛЕНИЧ