|
|
N°18, 01 февраля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Федеральная зона
Чиновники пытаются определить границы в Москве
Похоже, московским властям никуда не деться от того, чтобы начать делиться городской землей с властью российской. В январе федеральный закон «О разграничении госсобственности на землю» вступил в силу. Во исполнение этого закона, по данным газеты «Время новостей», согласительная комиссия из чиновников федерального Минимущества и московского правительства с начала января работает денно и нощно. Бои местного значения по определению границ, условно говоря, федеральных территорий внутри Москвы сопровождаются спорами юристов о необходимости замены старого федерального закона «О статусе столицы РФ». По данным депутата Мосгордумы Михаила Москвина-Тарханова, более 80% недвижимого имущества Москвы находится под контролем мэрии. Федеральная власть, считает депутат, претендует примерно на половину территории в границах Садового кольца и на треть -- в других местах столицы. При этом, согласно Земельному кодексу, национальный парк «Лосиный Остров» уже является федеральным, а по Водному кодексу береговая зона Москвы-реки в пределах 200 метров тоже должна быть отнесена к федеральной собственности.
Интерес к переделу собственности объясняется немалыми деньгами, которые оборачиваются на рынке столичной недвижимости. По официальным данным, в 2001 году от управления землей Москвы получено 5,6 млрд руб. (почти 187 млн долл.), или 40% от доходов всего имущественно-земельного комплекса столицы. А по разным экспертным оценкам, ежегодный оборот всего рынка недвижимости Москвы составляет от 4 до 7,5 млрд долл.
На вчерашней пресс-конференции спор на эту тему возобновили председатель Мосгордумы Владимир Платонов и главный научный сотрудник Института градостроительства Российской академии архитектуры и строительных наук Юрий Бочаров. Председатель гордумы утверждает, что следует исполнять действующий закон (от 15 апреля 1993 года), по которому именно исполнительная власть субъекта Федерации предоставляет федеральному центру для исполнения его полномочий землю и имущество. А кроме того, в счет исполнения столичных функций городом бюджет Москвы должен из федерального получать субсидии. По словам г-на Платонова, в этом году расходы федерального центра определены в размере 11 млрд рублей, из которых, по его же словам, «дай бог получить 3--5 млрд». В прошлые годы из федерального бюджета по статье «столичные функции» Москве компенсировано не более 10%.
Юрий Бочаров полагает, что закон, об исполнении которого радеет председатель Мосгордумы, противоречит принятой в конце 1993 года Конституции. Дело в том, что Основной закон государства в 70-й статье фактически предписывает разработать новый закон «О статусе столицы РФ», до чего никак не дозреет федеральная власть. Кроме того, по словам г-на Бочарова, ни понятия «столичные функции», ни, следовательно, их перечень не прописаны ни в одном законе, а потому подсчеты, кто и сколько кому должен, ничем не обоснованы. «И все время, с момента смены федеральной власти, она вынуждена выпрашивать у Москвы здания и земли», -- говорит академик.
Впрочем, слово «выпрашивает» вряд ли применимо к современному этапу отношений федерального центра и московских властей. Судя по словам источника газеты «Время новостей» в Минимущества, чиновники московского и федерального правительств в рамках согласительной комиссии не встают из-за стола переговоров о принципах разграничения дорогостоящей столичной земли. Официального комментария в этом ведомстве по теме столичных функций вчера получить не удалось. Зато чиновник другого федерального ведомства -- Госстроя -- на условиях анонимности сказал, что главное -- границы федеральных зон в Москве, а установление их возможно только на основе генплана развития Москвы. А его-то уже несколько лет и не утверждает российское правительство по той причине, что там отсутствует глава о федеральных зонах.
Владислав ДОЛГОВ