Вчера была практически остановлена деятельность примерно одной пятой части большого питерского порта -- стивидорных компаний, входящих в группу «Морской порт Санкт-Петербург», -- который переваливает около 12 млн тонн грузов в год.
Начавшие бессрочную забастовку докеры требуют повышения заработной платы на треть (средняя зарплата докеров -- около 33 тыс. руб.). Администрация порта, подконтрольного структурам главы Новолипецкого меткомбината Владимира Лисина, категорически отказывается принимать требования бастующих, несмотря на вполне ожидаемые убытки от простоя судов. Как рассчитывают владельцы порта, суды и прокуратура встанут на их сторону, что охладит пыл бастующих.
Стачка не является полной и всеобщей -- в ней пока участвуют только докеры и рабочие-механизаторы. Как рассказал вчера глава профкома Александр Моисеенко, каждая смена отрабатывает час в начале и час в конце вахты, что не может обеспечить полноценную непрерывную загрузку и выгрузку сухогрузов, с которыми работает порт. Кроме того, составлен необходимый минимум работ, которые докеры обязаны выполнять даже при забастовке. Допустим, если в порт придет судно с опасными легковоспламеняющимися грузами или, к примеру, с радиоактивными изотопами, то бастующим придется его разгружать, в противном случае их действия могут быть признаны противоречащими закону.
Впрочем, именно на помощь закона и властей сейчас, похоже, больше всего надеются владельцы порта. Вчера утром действиями забастовщиков уже интересовалась транспортная прокуратура, которая, по некоторой информации, пока лишь задает вопросы, не предпринимая активных действий. Как говорят бастующие, администрация порта надеется обжаловать законность забастовки в суде. Именно так произошло со стачкой докеров в принадлежащем тому же НЛМК порту Туапсе, проведение которой было запрещено судом. Впрочем, руководство питерского порта не подтверждает, что обращалось в суд с требованием признать стачку незаконной. Однако, судя по тому, что менеджмент категорически отказывается повышать бастующим зарплату на 30%, у него, надо полагать, есть веские юридические аргументы. Главный из них заключается в том, что стачком не предоставил никаких расчетов, почему повышать зарплату нужно именно на треть. А раз нет экономического обоснования требований -- нет и их обсуждения, заключают портовые руководители. Более того, руководство порта предупредило, что запланированное на начало 2008 года повышение зарплаты теперь может быть отложено на более поздний срок.
Судя по тому, что администрация порта называет деятельность профсоюзов «деструктивной» и «популистской», стороны сейчас далеки от компромисса. Тем не менее менеджмент надеется, что с каждым днем, приближающим новогодние каникулы, стачкому будет все труднее удерживать рабочих на своей стороне: «Навязанная портовикам забастовка прежде всего больно ударит по карманам простых работников», -- говорится в заявлении менеджмента порта. Для порта стачка сейчас очень неуместна. Он реализует крупную инвестиционную программу стоимостью более 350 млн долл. Уже почти построен и вот-вот будет введен в эксплуатацию автомобильный перегрузочный комплекс. В следующем году порт планирует начать строительство огромного контейнерного терминала мощностью 1,4 млн двадцатифутовых контейнеров в год. И любые забастовки сейчас -- это и убытки, и торможение развития, и сильный удар по репутации.