|
|
N°18, 01 февраля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Суд дал -- суд взял
Участники самого крупного дела об отмывании отделались по три года с амнистией
Первый и самый крупный в российской истории процесс по делу об отмывании денег завершился вчера в Московском городском суде. Следователи утверждали, что сотрудники International Cassaf Bank Corp. переправляли за рубеж по просьбе крупнейших отечественных компаний сотни миллионов долларов. Однако в результате финансистов признали виновными лишь в незаконной банковской деятельности, от которой те выручили 17 тыс. рублей. Всем пятерым обвиняемым дали три года тюрьмы и тут же амнистировали. Как решила судья Зоя Задорожникова, следователи не смогли найти настоящих организаторов «прачечной» и не собрали достаточно доказательств. Милиционеры же заявили, что создатели «отмывочной машины» были на скамье подсудимых.
По версии Главного следственного управления (ГСУ) при ГУВД Москвы, придумал и осуществил отмывочные схемы директор Cassaf Bank (он был зарегистрирован в Республике Науру) и по совместительству председатель ревизионной комиссии Атлант-банка Алексей Ушаков, а помогали ему кассир Cassaf Bank Александр Тихомиров, операционисты Агрис Фрейфалтс, Агнис Лиепиньш и Антон Газетов. Клиентами «прачечной» в основном были нефтяные корпорации, спиртопромышленники, зерноторговцы и немецкие продавцы спортивной одежды. Схем для вывода денег было несколько. По первой, крупные предприятия создавали «фирмы-помойки» (зарегистрированные на утерянные и поддельные паспорта), счета которых были открыты в Cassaf Bank. Затем промышленники заключали с ними договоры на фиктивные исследовательские, ремонтные и другие работы. За них «помойкам» перечисляли крупные суммы в долларах, которые поступали на счета того же Cassaf Bank. Вторая схема заключалась в создании фирм-двойников: в офшорах регистрировались структуры, совпадавшие по названию с российскими предприятиями. Последние, заключая контракты, предоставляли партнерам не свои реквизиты, а заграничных фирм-двойников со счетами в Cassaf Bank, и ничего не подозревавшие партнеры перечисляли туда деньги.
Как утверждают следователи, ежемесячно на счета Cassaf Bank поступало не менее 30 млн «грязных» долларов. Cassaf имел корсчета в Атлант-банке, банках «Российский кредит», МДМ, а также в женевском Интер Маритайм Банке (IMB Geneva). У «Российского кредита» и МДМ была генеральная лицензия ЦБ на вывоз валюты, поэтому Cassaf переводил деньги в эти банки и просил перечислить их в IMB. Транзитом через BONY миллионы шли в IMB на счета все того же Cassaf Bank. Потом его руководители забирали себе 3% от суммы, остальное передавали клиенту. Всего, как посчитали в ГСУ, руководители Cassaf Bank таким образом содействовали в отмывании 300 млн долларов, 3 млрд рублей, 4 млн немецких марок, 80 млрд белорусских рублей и 15 млн украинских гривен.
Арестовали создателей отмывочного механизма сотрудники ГСУ и столичного РУБОП в 1998--99 гг. Кстати, к тому времени Агрис Фрейфалтс и Агнис Лиепиньш уже ушли из Cassaf Bank и создали свою «прачечную» -- Cometa Bank. Компании же, которые пользовались услугами «стиральной машины», остались в тени -- доказать их причастность к отмывке не удалось. Как отмечают в ГСУ, в деле были материалы о сомнительной деятельности «Росвооружения», но их забрала к себе Генпрокуратура.
Суд над представителями Cassaf Bank начался прошлым летом. Им инкриминировались организация преступного сообщества и незаконная банковская деятельность (ст. 210 и 172 УК РФ). Однако на процессе гособвинитель по неизвестным причинам сам отказался от первого обвинения и попросил для банкиров три года тюрьмы. Суд их дал, но тут же всех амнистировал. Как заявила в беседе с газетой «Время новостей» Зоя Задорожникова, следователи почему-то не предъявили банкирам обвинения в легализации денег и вообще арестовали рядовых исполнителей. По словам судьи, в материалах дела говорится, что настоящими учредителями и создателями Cassaf Bank были граждане Латвии Энгельберц и Осис, но их даже не допросили. В ГСУ же заявили, что два последних лица, как раз наоборот, были незначительными персонами в Cassaf Bank, а все арестованные просто валили на них вину, поскольку Энгельберц и Осис успели к началу арестов уехать за границу. В ГСУ по-прежнему уверены, что главным организатором «прачечной» являлся г-н Ушаков, и выразили удивление позицией, занятой на процессе гособвинителем.
Александр ШВАРЕВ