Время новостей
     N°207, 13 ноября 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  13.11.2007
Microsoft и Intel нуждаются в нас
Зачем транснациональные IT-корпорации поддерживают образовательные и благотворительные проекты в России
Главный вопрос для транснациональных компаний, продающих информационные технологии: где взять новых пользователей? Этот же, в сущности, вопрос стоит и перед правительствами стран, все еще не перешедших из индустриальной фазы экономического развития в информационную. Россия находится в их числе -- например, план создания электронного правительства объявлен у нас только в этом году. Как следствие, имеет место совпадение интересов государства и работающих на отечественном рынке IT-компаний. Впору говорить о «частно-государственном партнерстве» и «социальной ответственности бизнеса». Бизнес, правда, не наш, а американский, но что с того? Тем более что государство-то наше.

Итак, где Microsoft взять пользователей. Пол Аллен, основатель и один из главных владельцев Microsoft, давно отошедший от дел в корпорации, в конце прошлого века взялся финансировать из личных средств проект SETI (Search for Extraterrestrial Intelligence), имеющий целью поиск внеземных цивилизаций путем компьютерного анализа радиошума Вселенной. Можно было бы шутки ради предположить -- и журналисты предполагали, -- что утилитарный смысл начинания состоит в поиске новых рынков сбыта для Windows. Оставшийся в деле Билл Гейтс тоже обильно инвестирует ради увеличения числа своих пользователей, но делает это несколько иначе. Он лично пропагандирует майкрософтовский проект Unlimited Potential (UP, официальный перевод -- «Мир безграничных возможностей»), который представляет собой если и не чистой воды благотворительность, то, во всяком случае, вполне альтруистическое предприятие. В рамках UP технологии Microsoft и компьютеры распространяются среди тех, кто находится вне IT-рынка: дети и старики, домохозяйки из, как правило, не самых развитых, но развивающихся стран. В том числе из России.

Термин «развивающаяся страна», заметим, более не означает «недоразвитая». В октябре в Венгрии прошла конференция Microsoft, посвященная программе UP в Центральной и Восточной Европе. На ней сообщались следующие данные, полученные аналитиками Economist Intelligence Unit. На развивающиеся рынки, оказывается, сегодня приходится 49% мирового потребления нефти. Здесь же, на развивающихся рынках, сосредоточены 70% мировых запасов конвертируемой валюты (forex). На эти рынки приходится более 50% мирового экспорта из стран с развитой экономикой. Население развивающихся стран ежемесячно растет на шесть миллионов, а в развитых странах -- только на 300 тыс. человек. По данным Economist Intelligence Unit, в ближайшие три--пять лет наиболее перспективен бизнес в следующих странах (в порядке убывания): Россия, Турция, Румыния, Украина, Польша, Чехия, Болгария, Сербия, Словакия, Венгрия.

Успешная работа на этих рынках -- главный ресурс, который может быть использован транснациональными IT-компаниями, полагает вице-президент Economist Intelligence Unit Ненад Пачек. А основная проблема, связанная с использованием этого ресурса, -- «понимание местных потребителей». В России такое понимание достигается за счет использования важнейшей местной особенности: наличия достаточного количества склонных (и способных) к инженерному творчеству студентов. Ежегодно проводимый Microsoft международный конкурс по прикладному применению технологий компании Imagine Cup наши либо выигрывают, либо почти выигрывают, дойдя до финальной стадии.

Что могут дать национальной экономике -- при адекватной политике экономического развития -- программы вроде UP, лучше всего демонстрируют примеры из новейшей экономической истории. Двадцать лет назад Ирландия и Греция были странами с одинаковым уровнем жизни, а теперь уровень жизни ирландцев вдвое выше, чем у греков. В 1960-х годах Япония была страной более бедной, чем Аргентина. Причина сегодняшнего положения в мировом разделении труда Японии и Ирландии очевидна -- ставка на экономику высоких технологий. В Ирландии в отличие от Греции расположены заводы, выпускающие диски с программным обеспечением Microsoft, и фабрики по производству процессоров Intel. Япония хотя и распространила по всему мир моду на японскую кухню, в отличие от Аргентины продукты сельского хозяйства почти не экспортирует.

В России Intel заводов не строит, зато открывает исследовательские центры, предпочитая извлекать выгоду из сотрудничества с местными инженерами. Microsoft, увы, этого не делает. Компании проще нанять эмигрировавшего из России программиста на работу в США. Русская речь в Редмонде, где расположена штаб-квартира компании, обыденна. Справедливости ради надо сказать, что присутствие Microsoft в России ценно тем, что дает отечественным программистам возможность зарабатывать на внутреннем и мировом рынке софта, разработанного для Windows.

В заключение об объявленном на минувшей неделе совместном российском проекте Intel, Microsoft (компания участвует в проекте в рамках программы UP) и российского некоммерческого фонда поддержки культуры, науки, образования и здравоохранения «Вольное дело». В российские школы будут поставляться Classmate PC -- индивидуальные компьютеры для детей 6--12 лет. Это специальным образом спроектированные ноутбуки -- в хорошо защищенном корпусе, без чувствительного к неаккуратному обращению жесткого диска (его заменяют схемы флэш-память). Пока в школы поставлены две тысячи машин. Планируется ежегодная поставка 200 тыс. штук. По словам генерального директора «Вольного дела» Тамары Румянцевой, Classmate PC поступят не в крупные города, а исключительно в сельские и районные школы.

Андрей АННЕНКОВ, Будапешт--Москва
//  читайте тему  //  Информационные технологии