|
|
N°207, 13 ноября 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Не признающие границ
В Москву съезжаются новые европейские театры
Через неделю начнется очередной фестиваль NET («Новый европейский театр»), вот уже почти десять лет представляющий в столице сочинения экстремальных западных режиссеров. В этом году он в основном будет проходить на сцене Театра наций -- и именно там вчера руководители феста, театральные критики Марина Давыдова и Роман Должанский, объявили программу фестиваля.
Начнется NET спектаклем «Грустные песни из европейского сердца» -- финн Кристиан Смедс поставил для знаменитой актрисы Някрошюса Алдоны Бондарюте моноверсию «Преступления и наказания». Это более чем трактовка, это собственное произведение Смедса, основанное на романе Достоевского, и в афише режиссер и писатель будут числиться соавторами. На пресс-конференции Марина Давыдова, говоря о концепции фестиваля, сообщила, что, несмотря на то, что изначально жестких рамок не было и устроители выбирали в Европе просто те спектакли, что им нравились, фест получился «сочинительским». Режиссер -- сочинитель спектакля, это главное. (То есть акцент естественным образом переносится с трактовки какого-либо текста на вольное создание собственной реальности.) «Грустные песни из европейского сердца» и станут первым примером такого подхода.
В программе феста три московских спектакля, сделанных с соблюдением тех же правил игры. Во-первых, копродукция Французского культурного центра, студии «Саундрама» и Театра наций «Молодец» (цветаевскую поэму взял в работу Владимир Панков, создавший себе внушительную армию поклонников спектаклями «Переход», «Морфий» в театре Et cetera и «Гоголь. Вечера» в Центре имени Мейерхольда). Во-вторых, спектакль Жоэля Помра «Этот ребенок» в театре «Практика». Помра записал рассуждения нескольких нормандских женщин из бедных семей на вечную тему «родители и дети» -- и эти монологи стали основой его пьесы, которую он сам и поставил. (Кстати, это не единственный спектакль французского экспериментатора на фестивале -- кроме «Этого ребенка» в программе еще «Торговцы». История двух женщин, одна из которых работает на конвейере большого завода и чувствует себя счастливой только потому, что у нее есть работа, и ее подруги, у которой работы нет, сотворена режиссером в духе немого кино: зрители не слышат, что говорят актрисы, но по трансляции звучит голос героини, комментирующий происходящее, этакий аналог производимой тапером музыки. Роман Должанский на пресс-конференции специально обратил внимание собравшихся на «Торговцев», подчеркнув, что хотя в России к социальным темам в театре принято относиться с пренебрежением, эта постановка такого отношения не заслуживает из-за изящества режиссерской работы.) И наконец, третьей российской продукцией на фесте стал «Новый год», перформанс Филиппа Григорьяна, серия актерских этюдов под препарированную запись «Бориса Годунова» (Большой театр, 1959 год).
NET традиционно отличается интересом к невербальному театру, и в этот раз в его программе очередной визит в Москву компании Йо Стромгрена. Норвежский режиссер, работающий на грани театра и современного танца, год назад показывал на фестивале «Госпиталь» -- о трех медсестрах, томящихся на заброшенной военной базе, теперь же нас ждет нечто вроде сиквела, «Монастырь». Женщины стали монахинями -- но ни черной клоунады, ни замечательного актерского мастерства, ни надрыва от этого в спектакле Стромгрена не убавилось. В том же духе, на той же границе жанров работают и еще два гостя фестиваля -- испанец Асьер Сабалета (его спектакль «Эго-тик») и голландец Дуда Пайва («Ангел»).
Завершится же фест в начале декабря представлением, которое устроители просили не называть спектаклем -- предлагались варианты «перфоманс» и «хэппенинг». В Театральном центре на Страстном пройдет «Прыжок дохлой кошки». Это словосочетание из банковского сленга, и зрителям будет предложено с помощью актеров поиграть на Нью-Йоркской фондовой бирже в режиме реального времени, используя те деньги, что уже были уплачены за билет. Несмотря на то что все происходящее будет в некоторой степени импровизацией, у «Прыжка» есть режиссер -- Крис Кондек. То есть все происходящее будет иметь отношение к театру -- но к театру, не признающему никаких границ, как всегда на фестивале NET.
Анна ГОРДЕЕВА