|
|
N°18, 01 февраля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Омская земля не продается
Жителям предлагают проголосовать за это на референдуме
В Омске создана инициативная группа по проведению референдума о купле-продаже земли. Об этом сообщил вашему корреспонденту Александр Кушнарев, председатель облизбиркома, куда уже переданы необходимые документы. На обсуждение предлагается вынести вопрос: «Согласны ли вы с тем, что в Омской области земли сельскохозяйственного назначения, земли особо охраняемых территорий, земли местного и водного фондов не могут быть объектами купли-продажи?»
Кушнарев изучает документы и на днях решит, быть референдуму или нет. Впрочем, одного одобрения избиркома мало: для проведения акции инициаторам надо либо собрать 50 тысяч подписей, либо уговорить губернатора, чтобы тот обратился с таким предложением к депутатам, либо напрямую заручиться поддержкой большинства парламентариев.
В части принятия правовых актов, ограничивающих оборот на рынке земли, Омская область опережает другие регионы. Местное законодательное собрание несколько лет назад первым в стране приняло закон об изъятии земельных участков у неэффективных собственников. По утверждению председателя законодательного собрания Владимира Варнавского, этот закон был не шагом назад по пути земельной реформы, а напротив, стимулировал "рациональное природопользование". Потому что если землевладелец в течение двух лет никак не использует свой участок, ему делается предупреждение, его штрафуют. Если и после этого частный собственник не образумится, органы власти лишают его права собственности.
В районном земельном комитете организуется комиссия, которая и проводит изъятие. Через судебные инстанции в отношении оспариваемого участка оформляется принудительный выкуп, после чего на его счет в банке переводят сумму, по которой он когда-то покупал участок. (Если фермер землю просто арендовал, то ее изымают еще быстрее, без выплаты компенсации.) На сегодня таким образом изъято более 3 тысяч участков общей площадью 18 тыс. кв. км.
Инициаторы референдума, депутаты Госдумы и местных органов власти, затевают его явно с целью добиться запрета на свободную куплю-продажу земли. Губернатор Леонид Полежаев придерживается той же позиции: «В Саратовской области даже при мизерном обороте земли укоренилась система батрачества. Мы этого хотим для омского села? Ни одна земельная реформа не принесла России добра, начиная с той, что проводил Александр II, и заканчивая той, что нам готовит господин Греф!»
Борис КУРКИН, Омск