Итоги вчерашнего пребывания в Москве премьера Индии Манмохана Сингха позволили, по отзывам ведущих индийских СМИ,
развеять слухи о «похолодании» между Россией и Индией. Утром у гостя состоялись переговоры с российским коллегой Виктором Зубковым, днем была встреча с президентом Владимиром Путиным. «Надеюсь, -- сказал российский лидер премьеру Индии, -- что, несмотря на зимнюю московскую погоду, вы все же почувствуете теплоту наших сердец и доброе, самое дружеское отношение к вашей стране». По оценке г-на Путина, двусторонние отношения «развиваются наилучшим образом». Гость подчеркнул стратегический характер сотрудничества и ответил, что «крайне доволен» визитом в Москву.
В ходе визита было заключено важное межправительственное соглашение о расширении сферы использования средств, поступающих в погашение рупийного долга Индии перед бывшим СССР и Россией. Его общая сумма -- 3 млрд долл. Теперь один миллиард можно будет в течение пяти лет реинвестировать в совместные проекты. Среди них предприятие по производству диоксида титана в штате Орисса, где правительство Индии готовится основать особую экономическую зону.
Часть рупийного долга пойдет на производство многофункционального транспортного самолета для ВВС двух стран. Соглашение о сотрудничестве в реализации этого проекта также было подписано вчера. Манмохан Сингх с явным удовлетворением заметил, что военно-техническое сотрудничество -- «один из столпов стратегического партнерства России и Индии». «Наши решения в отношении многоцелевого транспортного самолета и истребителя пятого поколения -- это крупные шаги в этой области», -- подчеркнул он. Соглашение по истребителю было подписано в Москве в октябре.
Россия и Индия договорились также о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотиков, а космические агентства двух стран будут вместе исследовать Луну. Владимир Путин заметил, что важным конкурентным преимуществом России и Индии на мировом рынке является «интеграция их усилий в сфере высоких технологий». Манмохан Сингх ответил выражением благодарности за содействие в снятии еще действующих международных ограничений на ядерное сотрудничество с Индией. Гость сообщил, что две страны готовят соглашение о строительстве с российским участием четырех реакторов на АЭС «Куданкулам» в дополнение к двум уже строящимся. Отправной точкой для этого стал меморандум, подписанный Владимиром Путиным в Нью-Дели в январе этого года.
На итоговой пресс-конференции Владимир Путин сообщил, что стороны собираются изучить возможности распространения опыта сотрудничества в рамках нефтегазового проекта «Сахалин-1» (индийцы уже вложили в него 1,7 млрд долл.) на новые проекты в России, Индии и третьих странах. Манмохан Сингх указал на необходимость «изучать те области, которые нас связывают», поддержав стремление Москвы развивать перспективное сотрудничество в трехстороннем формате Россия--Индия--Китай. Единственное, что не устроило Владимира Путина и его индийского гостя, -- это невысокий объем двустороннего товарооборота, который «пока не соответствует возможностям наших стран». В прошлом году он составил 4 млрд долл. Впрочем, как сказал на встрече с Манмоханом Сингхом его коллега Виктор Зубков, к 2010 году товарооборот увеличится до 10 млрд долл. -- этому посодействуют предстоящие в 2008 и 2009 годах мероприятия Года России в Индии и Года Индии в России.
«Премьер Индии приехал с задачей поднять на новый уровень связи с Россией, не соответствующие потенциалам двух стран и отстающие от сотрудничества России с Китаем», -- сказал «Времени новостей» профессор МГИМО МИД России Сергей Лузянин. Разрыв почти десятикратный, ведь в нынешнем году объем торговли России и КНР может достичь 40 млрд долл. К тому же лишь на днях в Москве торжественно завершился Год Китая в России, последовавший за Годом России в Китае в 2006 году. По мнению собеседника газеты, «проецирование опыта российско-китайских Годов на российско-индийский формат может и не стать таким успешным, если будет механическим. Индия не сосед России, между их регионами практически нет системного проникновения». К тому же «неясна и энергетическая перспектива в части нефти и газа» -- ведь у России и Индии нет масштабного двустороннего проекта, сопоставимого с постройкой нефтепровода в Китай.
По мнению эксперта, на переговорах в Москве, несомненно, обсуждался внутренний кризис в соседнем с Индией ядерном Пакистане. «Кроме того, Индия в стремлении позиционировать себя как глобальная держава -- в смысле приближения к «большой восьмерке» и к статусу постоянного члена Совета Безопасности ООН -- очень нуждается в российском лоббировании», -- заключил собеседник «Времени новостей».